Основная задача банка при проведении операций — возможность своевременно вернуть денежные средства. В этих целях коммерческие банки должны так организовать свою деятельность, чтобы в любой момент можно было найти свободные ресурсы для исполнения обязательств. Для оценки такого положения банки используют понятие ликвидность
, которая означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства. Ликвидность имеет немаловажное значение не только для самого банка, являясь необходимым условием устойчивости его финансового состояния, но и для его клиентов. Высокая ликвидность является показателем того, что клиент в любой момент сможет вернуть вложенные средства или получить кредит в банке, а акционеров банка она защищает от принудительной продажи активов в случае наступления форс-мажорных обстоятельств.
При этом различают совокупную банковскую ликвидность и ликвидность отдельных кредитных учреждений. Совокупная банковская ликвидность в свою очередь имеет две трактовки: в широком смысле слова совокупная банковская ликвидность означает форму организации расчетно-платежного оборота банковской системы в соответствии с потребностями финансового капитала; в узком смысле — это сумма расчетных и квазирасчетных средств, сконцентрированных в банковской системе. Однако чаще говорят о ликвидности кредитной организации, или ликвидности банка. Ликвидность банка
— это возможность исполнения актива в качестве средства платежа или быстрого и с минимальными потерями превращения финансовых активов в денежные средства. Банк считается ликвидным, если сумма его денежных средств, которую банк имеет возможность быстро мобилизовать из иных источников, позволяет своевременно выполнять обязательства перед клиентами.
Таким образом, ликвидность банка является залогом его устойчивости и работоспособности, поскольку банк, обладающий достаточным уровнем ликвидности, в состоянии с минимальными потерями для себя выполнять присущие ему функции, а именно:
• проводить платежи по поручению клиентов;
• возвращать средства вкладчикам (кредиторам) как с наступившими сроками погашения, так и досрочно;
• удовлетворять спрос клиентов на денежные средства в рамках принятых на себя обязательств;
• погашать выпущенные банком ценные бумаги;
• отвечать по обязательствам, которые могут наступить в будущем, например, по забалансовым обязательствам (выданным гарантиям, доверительному управлению, наличным и срочным сделкам).
Ликвидность коммерческого банка можно рассматривать как «запас» (стационарная ликвидность), «поток» (текущая ликвидность) и «прогноз» (перспективная ликвидность). Измерение ликвидности с точки зрения запасов предполагает оценку активов, которые могут быть превращены в денежные средства и направлены на погашение обязательств банка перед клиентами. Ликвидность
— это запас, который характеризует ликвидность банка на определенный (данный) момент и показывает, есть ли у банка достаточные ресурсы для удовлетворения обязательств на этот момент. В этом случае, чтобы определить достаточность ликвидных активов, надо сравнить имеющиеся запасы с потребностями в ликвидных средствах.
Чтобы реально оценить состояние ликвидности банка, нужны точные прогнозы потребности в денежных средствах, ожидаемого уровня ликвидности активов и поступления средств за определенный период времени. В этом случае прибегают к оценке ликвидности как прогноза, который показывает состояние ликвидности в будущем, т. е. позволяет определить ее прогнозные значения и динамические изменения с учетом влияния входящих и исходящих денежных потоков, образующихся при приобретении банком новых обязательств и требований, а также способность банка изменять структуру пассивов и активов. Прогнозирование осуществляется, как правило, на краткосрочную перспективу (от 1 до 3 мес.).
Другие материалы:
Банковская реформа начала 90-х гг. 20в. И ее результаты
Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства России. В принятом ВС РСФСР в июле 1991г. постановлении «О государст ...
Назначение построения информационной системы в банке
Главной целью создания информационной системы на уровне Центрального офиса коммерческого банка является объединение в единое информационное пространство всех структурных единиц (филиалов) банка. Эта информационная система позволит решить следующие задачи: ü автоматизировать учет поступлений пл ...
Перспективы развития безналичных
расчетов в Липецкой области
Банковская система как один из необходимых и важных секторов развития любой рыночной экономики в Липецкой области показала свою жизнеспособность. Хотя следует отметить, что банковский сектор области развивался в соответствии с требованиями реформирования экономической системы. В настоящее время бан ...