Изменения в составе банковской системы Таджикистана происходило в условиях стремительного падения рейтинга банков страны в результате неоднократно проведенных в Таджикистане денежных реформ, до ввода в обращение новой денежной единицы – сомони (2000 год), содержащих в себе элементы конфискационного характера. Кроме того, это было обусловлено инфляционными процессами в стране, когда за 7 лет после денежной реформы 1995 года курс национальной валюты упал, более чем в 58 раз и банки оказались, неспособными поддержать платежную способность депозитов, вложенных в банк. Данную тенденцию удалось преодолеть только в 2002- 2003 годах. Процесс восстановления доверия физических и юридических лиц к банкам хотя и потребовал значительного времени, но стал возможным не только за счет усилий непосредственно банковской системы, но и в большей степени за счет реализации государством скоординированной и всесторонне взвешенной денежно-кредитной политике государства.
После распада Союза ССР и впоследствии гражданской войны в Таджикистане экономическая система сильно пошатнулась. В результате чего были произведены три раза денежные реформы, имеющие конфискационый характер, что сильно подорвало доверия населения к банкам. В последующем, были внесены поправки в Законы РТ, позволившие банкам изменить свои подходы к организации своей деятельности. Потребности и интересы клиентов при предоставлении банковских услуг получили в банках первостепенное значение после внесения поправок в законодательство страны, наиболее существенные из которых следующие:
· Наложение запрета налоговым органам на осуществление своих фискальных функций с использованием возможностей банковской системы;
· Снижение с 30 (действующее с 1993 года) до 0 % государственной пошлины на переводы в пользу физических лиц из-за пределов РТ;
· Отмена обязательного для банков условия требовать от физического лица, пожелавшего открыть депозитный счет, предъявления идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
· Значительная либерализация валютного законодательства и снятие с банков функций по оформлению паспортов сделок на экспортно-импортные операции своих клиентов;
· Значительное снижение ставок государственной пошлины, уплачиваемых банками при проведении регистрации договоров залогов с заемщиками или рассмотрении исков в судах для возврата ссудной задолженности и процентов по ней;
· Проведение разовой акции по амнистированию граждан РТ, легализовавших свои ранее не задекларированные денежные средства.
Именно после этих изменений в нормативных документах, постепенно стали возвращаться доверия населения к банкам в последующие годы постепенно начали увеличиться депозитные размещения в банках Таджикистана, которые в свою очередь этими банками направлены на восстановления и развития народного хозяйства Республики Таджикистан в виде кредитов.
Другие материалы:
Перспективы развития платежной системы и безналичных расчетов в Республике
Беларусь
С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы, для своевременного и качественного осуществления расчетов Национальному банку РБ необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы платежной системы. Представляется, ...
Управление правовым риском, риском потери деловой
репутации и риском ликвидности
Правовой риск Управление правовым риском осуществляется в целях уменьшения (исключения) возможных убытков, в том числе в виде выплат денежных средств на основании постановлений (решений) судов. Для выявления и оценки правового риска кредитной организации Банком России рекомендуется во внутренних до ...
Проблемы
создания и деятельности обществ взаимного страхования
В современной России правовой базой взаимного страхования служит ст.968 «Взаимное страхование» ГК РФ. Согласно п.2 указанной статьи, особенность правового положения и условия деятельности ОВС должны определяться Законом «О взаимном страховании». В настоящее время данный закон не принят, что создает ...