В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен. Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: простой и двойной аукционы (каждый из которых имеет свои разновидности).
Простой аукцион представляет собой организацию торговли ценными бумагами, при которой продавцы и покупатели проводят эпизодические сделки напрямую между собой. В зависимости от спроса и предложения простой аукцион может быть организован в виде:
Ø Аукциона продавца («английский аукцион»). На рынке участвует ограниченное количество продавцов и множество конкурирующих между собой покупателей. Продавец устанавливает стартовую цену (начальную). Которая постоянно растет в процессе конкурентных торгов. В конце концов остается один покупатель, готовый заплатить наивысшую цену, с которым и заключается сделка. (по такой системе осуществлялась продажа пакетов акций при приватизации в России).
Ø Аукциона покупателя («голландский аукцион»). На рынке существует много продавцов при ограниченном количестве покупателей ( в основном такая ситуация складывается при реализации акций предприятия, финансовое состояние которого не очень хорошее и владельцы ценных бумаг стремятся избавиться от них). Торги происходят по принципу снижения цен на выставленные ценные бумаги. Победителем становится первый покупатель, согласившийся на предлагаемую цену.
Ø Заочного аукциона («закрытый»). Продавец объявляет о продаже определенного количества ценных бумаг в течение ограниченного периода времени, а покупатели подают заявки на покупку (указывая цены). Затем обрабатываются информация о количестве ценных бумаг и уровень цен. Продавец устанавливает приемлемый уровень цен. Ценные бумаги приобретают инвесторы, чьи предложения по цене были выше цены, устраювающей продавца, или равны ей. (Использовался в России при продаже акций приватизированных предприятий на чековых аукционах и в настоящее время применяется при размещении государственных облигаций).
При двойном аукционе идет одновременная конкуренция как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов. В зависимости от методов удовлетворения заявок участников двойной аукцион подразделяется на :
Ø Залповый аукцион (онкольный). Он применяется при недостаточно ликвидном рынке, когда сделки совершаются нерегулярно, их объемы невелики, а разница в ценах относительно небольшая. Периодичность удовлетворения заявок («проведения залпов») определяется ликвидностью рынка. Особенность заключается в определении цены аукциона, которая должна быть единой для всех участников сделки.
Ø Непрерывный аукцион. Регистрация цен на продажу и покупку ценных бумаг осуществляется одновременно. В ряде случаев торги проводятся по принципу «толпы», при котором брокеры в специально отведенных местах «с голоса» заключают между собой сделки под контролем служащих биржи. На электронном табло указываются наилучшая цена на продажу и на покупку, время совершения последней сделки. По результатам торговой сессии биржа публикует информацию о количестве и объеме сделок по каждому виду ценных бумаг, наилучших ценах на покупку и продажу в течение биржевого дня, цену открытия (в начале дня) и закрытия (на момент закрытия биржи).
Другие материалы:
Модели привлечения средств для ипотеки
В мировой практике проблема привлечения банками средств для долгосрочных ипотечных кредитов решается в основном в рамках двух основных моделей: депозитарной модели учреждения ипотеки (привлеченные средства клиентов помещаются на расчетные счета и депозиты) и модели ипотечного банка (продажа долговы ...
Оценка банковского риска в системе внутреннего контроля
Конечным результатом любой деятельности внутребанковских структур должен быть нацелен на главную цель коммерческого банка – достижения максимального размера дохода. Не исключением является, также структура банка, занимающиеся внутренним контролем. Выполняя, непосредственно свои обязанности данная с ...
Провайдеры
систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера. Причины, по кот ...