• от привлеченных средств юридических лиц в белорусских рублях – с 8 процентов до 7 процентов;
• от привлеченных средств в иностранной валюте – с 8 процентов до 7 процентов (Приложение Б).
Кроме этого, в целях расширения возможности банков по регулированию своей ликвидности снижен норматив фиксированной части резервных требований с действующих 70 процентов до 60 процентов.
В условиях дефицита ликвидности данное решение позволит высвободить средства в размере 520 млрд. рублей, которые будут использоваться банками для поддержки экономики Республики Беларусь, а также создаст возможность для повышения процентных ставок по привлечению банками ресурсов, в первую очередь от населения.
Установленные нормативы резервных требований будут применяться к расчетам резервных требований, подлежащих депонированию в Национальном банке с 12 ноября по 16 декабря 2008 г. Регулирование резервных требований будет осуществляться с 1 декабря 2008 года [49].
Резервирование части привлеченных коммерческими банками ресурсов в центральном банке является одним из основных экономических методов регулирования находящейся в обращении денежной массы.
Во-первых, изменяя нормы обязательных резервов, центральный банк может оказывать влияние на ресурсные возможности банков для осуществления ими кредитных и других активных операций. При уменьшении нормы обязательных резервов у коммерческих банков в распоряжении остается больший объем привлеченных ресурсов и расширяются возможности предоставления кредитов в реальный сектор экономики. Увеличение нормы обязательных резервов приводит к сокращению кредитного потенциала банков [21, c. 126].
Во-вторых, фонд обязательных резервов является своеобразным страховым резервом банков для обеспечения возможности своевременного выполнения перед клиентами обязательств по возврату ранее привлеченных денежных средств. Это обусловлено тем, что депонируемые в этом фонде средства не могут быть использованы банками в качестве кредитных ресурсов.
В-третьих, депонирование части привлеченных банками ресурсов в центральном банке создает источники средств для рефинансирования банков.
Создание обязательных резервов в мировой практике считается достаточно жестким инструментом денежно-кредитного регулирования, отличительными чертами которого являются отсутствие избирательности и воздействия на ликвидность всех банков.
Кроме рассмотренных выше ограничений, для защиты вкладчиков от негативных последствий банкротства банков коммерческие банки Республики Беларусь в обязательном порядке участвуют в формировании Гарантийного фонда защиты вкладов и депозитов физических лиц, который создается при Национальном банке Республики Беларусь. Этот фонд формируется всеми банками республики, имеющими право привлекать средства физических лиц, за исключением банков, в отношении которых государство в законодательном порядке гарантирует полную сохранность денежных средств физических лиц, вверенных им.
Таким образом, основной объем ресурсов формируется коммерческими банками за счет привлеченных средств. Среди них можно выделить средства государственного бюджета, Национального банка Республики Беларусь, средства, привлеченные от других коммерческих банков, средства на расчетных и текущих счетах государственных предприятий, организаций и учреждений, средства населения, размещенные во вклады, а также средства индивидуальных предпринимателей.
Другие материалы:
Функции фондовой биржи
фондовая биржа рынок финансовый Организованный рынок исчерпывается понятием фондовой биржи. Фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемый профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций. Для классической фондов ...
Общая характеристика страхового рынка
Страховой рынок - это особая социально-экономическая среда, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на нее. Объективной основой развития страхового рынка является возникающая в процессе воспроизводства потребность ...
Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховой
организации
В настоящее время сформировалась многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Законодательный уровень представлен Федеральными законами, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях ...