В условиях мирового финансового кризиса повышение тарифов может привести к росту социальной напряженности. Тем не менее, действовать надо быстро, иначе уже в 2009 году рост убыточности приведет к уходу с рынка ОСАГО до половины его участников.
Также среди актуальных дополнений, которые позволят рынку автострахования в России выйти на качественно новый уровень: упрощенное оформление мелких дорожно-транспортных происшествий – «Европейский протокол», «Зеленая карта» и увеличение лимитов страховых сумм.
Первое новшество заключается в том, что с введением «Европейского протокола» на мелкие ДТП (с убытком, не превышающим 25 тыс рублей, участием не более двух автомобилей и при отсутствии пострадавших, признании одного из участников ДТП виновным, отсутствии вреда жизни и здоровья участников ДТП) не будут выезжать сотрудники ГИБДД. Эти изменения будут способствовать сокращению времени на урегулирование страхового события и решение оперативных вопросов. Аналогичная система успешно работает во всех странах Европы.
Второе изменение связано с подготовкой к вступлению России в международную систему страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта». Специальная группа экспертов Европейской комиссии исследовала российское законодательство на предмет возможности участия в этой системе и дала положительное заключение. Определились и страховщики – 23 компании представили заявки и подтверждение по обеспечению финансовых гарантий. Ориентировочный срок присоединения к системе – с 1 января 2009 г.
Министерство финансов Российской Федерации предложило установить персональный лимит по жизни и здоровью на каждого потерпевшего в размере 160 000 руб. Исходя из возможных предложений по установлению единых подходов к оценке человеческой жизни по всем видам обязательного страхования, включая ОСАГО, этот лимит может увеличиться до 2–5 млн руб. Это среднесрочная перспектива. А в долгосрочной, по мере более полной гармонизации российского страхового законодательства с европейским, этот лимит может еще повыситься.
Ускорение темпов роста рынка КАСКО связаны с увеличением продаж новых иномарок, значительная часть которых продается в кредит (традиционно банки выдают кредит только при условии страхования автомобилей по системе КАСКО).
Тарифы у большинства страховых компаний практически сравнялись. В среднем полис КАСКО для отечественного нового авто обходится в 8–10% от его стоимости, для иномарок – 6–9%. Однако в последний год страховщики изменили свой подход к расчету стоимости страхового полиса. Сегодня в основе цены полиса – не только стоимость машины, но и марки, модели, года выпуска авто и места его эксплуатации. Крупные страховщики накопили серьезную статистическую базу относительно частоты ДТП и угоняемости разных марок в различных городах.
В среднесрочной перспективе рост добровольного страхования будет происходить параллельно с изменением структуры автомобильного парка за счет сокращения числа старых и недорогих машин.
Главным фактором влияния на рост продажи полисов КАСКО является увеличение объемов продаж легковых автомобилей в кредит. Все кредитные автомобили страхуются по схеме КАСКО плюс ОСАГО. Нередко условием банка является дополнительное страхование гражданской ответственности владельца. Спецификой страхования кредитных машин является то, что в случаях угона машины, а также в случае полной конструктивной гибели выгодоприобретателем в части непогашенной задолженности по кредиту является банк. По остальным рискам первым выгодоприобретателем является автовладелец. Тариф на страхование кредитного автомобиля зачастую выше, чем у некредитного, поскольку при страховании некредитного автомобиля базовый страховой тариф может быть уменьшен за счет различных скидок.
Другие материалы:
Методы оценки банковских рисков
Банковские операции очень разнообразны, каждой из них присущи свои характерные особенности, а следовательно, и определенный уровень риска или фиксированная вероятность потерь. Все разнообразие банковских операций дополняется разнообразием клиентов и изменяющимися рыночными условиями, что значительн ...
Оборотные фонды
Оборотные средства предприятия – это та часть капитала, которая участвует однократно в процессе производства и переносит свою стоимость на готовый продукт за один производственный цикл. Это средства, инвестированные предприятием в текущие операции во время каждого операционного цикла. Оборотный кап ...
Оценка динамики уровня финансовой прочности банка
В таблице 7 представлены результаты расчета уровня финансовой прочности ОАО «Сбербанк». Таблица 7. Расчет финансовой прочности № п/п Показатель и порядок расчета Значение 01.01.09 01.04.09 01.07.09 01.10.09 1 Совокупный доход (Д1) 4 291 185 894 2 290 564 706 3 776 845 945 0 2 Условно-переменные рас ...