Сохранение централизованной банковской системы противоречило интересам союзных республик, независимость которых к этому периоду уже была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства России. В принятом ВС РСФСР в июле 1991г. постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка и спецбанков, объявлялись её собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные коммерческие банки.
Многие учреждения специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять себя независимыми от системы, которая ими ранее руководила. Начался массовый переход клиентуры из учреждений государственных специализированных банков в коммерческие. Зачастую этот переход осуществлялся путём юридического переоформления.
Таким образом, уже к концу 1990г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы. Этот процесс проходил при отсутствии соответствующей правовой базы. Только 2 декабря 1991г. ВС РСФСР принял закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР». В стране уже функционировали более 300 коммерческих банков. Российские законы закрепили начавшееся в стране создание новых банков независимых от органов власти при решении вопросов банковской коммерческой деятельности. В России была ликвидирована государственная монополия в банковском деле. Правления специализированных банков упразднены. Их филиалы путём разгосударствления и акционирования преобразовались в коммерческие банки. Система коммерческих банков начала развиваться. К концу 1993г. на территории России функционировали более 2 тыс. банков и тысячи их филиалов. В деятельности коммерческих банков уточнялись и совершенствовались их взаимоотношения с Центральным банком Российской Федерации.
Годом формирования двухуровневой банковской системы можно считать 1990г. Первый (верхний) уровень представлен Центральным банком Российской Федерации и его главными территориальными управлениями в областях и краях, а также национальными банками республик, входящих в Российскую Федерацию. Второй (нижний) уровень состоит из сети коммерческих банков и их филиалов.
Взаимоотношения между Центральным банком России и коммерческими банками регулируются законами Российской Федерации. В частности, Государственная Дума приняла 12 апреля 1996г. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который содержит принципиальные основы этих взаимоотношений, а 3 февраля 1996г. – Закон «О банках и банковской деятельности».
Другие материалы:
Правовой статус банка
Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу своего государственного регулирования экономики. По ...
Характеристика Сберегательного банка как одного из
ведущих банков России
В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков, правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", другими федеральными законами, нормативны ...
Перспективы развития платежной системы и безналичных расчетов в Республике
Беларусь
С целью повышения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы, для своевременного и качественного осуществления расчетов Национальному банку РБ необходимо продолжать работу по совершенствованию нормативно-правовой базы платежной системы. Представляется, ...