Оценка методик кредитоспособности, используемых банками в отечественной практике

Материалы » Изучение подходов к анализу кредитоспособности малого предприятия » Оценка методик кредитоспособности, используемых банками в отечественной практике

Страница 3

При оценке кредитоспособности предприятия-заемщика используется несколько методов. Наиболее распространенными из них являются оценки на основе: системы финансовых коэффициентов; анализа денежных потоков; анализа делового риска.

1. Финансовые коэффициенты оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка.

В Российской практике для оценки кредитоспособности заемщика используются различные финансовые коэффициенты. Можно выделить пять групп коэффициентов, используемых для оценки кредитоспособности заемщика. Это коэффициенты:

1) ликвидности;

2) эффективности, или оборачиваемости;

3) финансового левериджа;

4) прибыльности;

5) обслуживания долга [29, с.22].

Коэффициент текущей ликвидности (Кт. л,) показывает, способен ли заемщик рассчитаться по долговым обязательствам:

Кт. л = Текущие активы / Текущие пассивы. (1)

Коэффициент текущей ликвидности предполагает сопоставление текущих активов, т.е. средств, которыми располагает клиент в различной форме с текущими пассивами, т.е. обязательствами ближайших сроков погашения. Если долговые обязательства превышают средства клиента, то он является некредитоспособным.

Коэффициент быстрой (оперативной) ликвидности (Кбл) рассчитывается следующим образом:

Кбл = ликвидные активы / Текущие пассивы. (2)

Ликвидные активы - та часть текущих активов, которая быстро превращается в наличность, готовую для погашения долга. К ликвидным активам в мировой банковской практике относят денежные средства и дебиторскую задолженность, в российской практике - и часть быстро реализуемых запасов. С помощью коэффициента быстрой ликвидности прогнозируют способность заемщика быстро высвобождать из оборота денежные cpeдствa для погашения долга банка в срок.

Коэффициенты эффективности (оборачиваемости) дополняют коэффициенты ликвидности и позволяют сделать заключение более обоснованным. Если показатели ликвидности растут за счет увеличения дебиторской задолженности и стоимости запасов при одновременном замедлении их оборачиваемости, нельзя повышать клacc кредитоспособности заемщика. Коэффициенты эффективности рассчитывают так:

1) Оборачиваемость запасов:

а) Длительность оборота в днях = Средние остатки запасов в периоде / Однодневная выручка от реализации (3)

б) Количество оборотов в периоде = Выручка от реализации за период / Средние остатки запасов в периоде. (4)

2) Оборачиваемость дебиторской задолженности в днях:

Средние остатки задолженности в периоде / Однодневная выручка от реализации. (5)

3) Оборачиваемость основного капитала (фиксированных активов):

Выручка от реализации / Средняя остаточная стоимость основных фондов в периоде (6)

4) Оборачиваемость активов:

Выручка от реализации / Средний размер активов в периоде. (7)

Коэффициенты эффективности анализируются в динамике, а также сравниваются с коэффициентом конкурирующих предприятий и со среднеотраслевыми показателями.

Коэффициент финансового левеража характеризует степень обеспеченности заемщика собственным капиталом. Варианты расчета этого коэффициента различны, но экономический смысл один: оценка размера собственного капитала и степени зависимости клиента от привлеченных ресурсов. При расчете данного коэффициента учитываются все долговые обязательства клиента банка независимо от их сроков. Чем выше доля привлеченных средств (краткосрочных и долгосрочных), тем ниже класс кредитоспособности клиента. Окончательный вывод делают с учетом динамики коэффициентов прибыльности.

Коэффициенты прибыльности характеризуют эффективность использования всего капитала, включая его привлеченную часть. Их разновидностями являются следующие коэффициенты:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие материалы:

Государственный контроль за страховой деятельностью в РФ
Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела (страховой надзор) осуществляют в целях соблюдения ими страхового законодательства, профилактики и устранения нарушений участниками страховых правоотношений, Основные принципы страхового надзора - законность, гласность и организацион ...

Зарубежный опыт потребительского кредитования
После того как в течение 15 лет объем потребительских кредитов возрастал в среднем на 6,6% в год, в 2008г. наблюдалось замедление этих темпов: объем кредитов увеличился всего на 1,4%, составив 178,6 млрд. евро. Это замедление объяснялось общим ухудшением конъюнктуры как в национальной, так и в миро ...

Составные части банковского маркетинга
Необходимость освоения банками приемов маркетинга в современных условиях диктуется следующими обстоятельствами появление на национальных банковских рынках конкурентов в лице иностранных банков и небанковских организаций; борьба за клиентов: · превращение банков в универсальные и поиск отличий, отве ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.hugebank.ru