Данная методика оценки целесообразности предоставления банковского кредита, принятая почти во всех коммерческих банках России, занимающихся кредитованием предприятий и организаций, разработана для определения банками платежеспособности предприятий, наделяемых заемными средствами, оценки допустимых размеров кредитов и сроков их погашения.
Для начала рассматриваются документы Заемщика. Основная цель анализа документов на получение кредита - определить способность и готовность заемщика вернуть требуемую ссуду в установленный срок и в полном объеме.
Анализ данных о заемщике
Заемщик представляет в банк следующие документы:
1. Юридические документы:
а) регистрационные документы: устав организации; учредительный договор; решение (свидетельство) о регистрации (нотариально заверенные копии);
б) карточка образцов подписей и печати, заверенная нотариаль-но (первый экземпляр);
в) документ о назначении на должность лица, имеющего право действовать от имени организации при ведении переговоров и подписании договоров, или соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия);
г) справка о паспортных данных, прописке и местожительстве руководителя и главного бухгалтера организации-заемщика.
2. Бухгалтерскую отчетность в полном объеме, заверенную налоговой инспекцией, по состоянию на две последние отчетные даты, с расшифровками следующих статей баланса (на последнюю отчетную дату): основные средства, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и затраты, дебиторы и кредиторы (по наиболее крупным суммам);
3 Копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям за последние три месяца.
4 Справку о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров по состоянию на дату поступления запроса на кредит.
5 . Письмо-ходатайство о предоставлении кредита (на бланке организации с исходящим номером) с краткой информацией об организации и ее деятельности, основных партнерах и перспективах развития.
Регистрационные документы подтверждают состоятельность заемщика как юридического лица. Принципиальным моментом является определение прав лица, ведущего переговоры и подписывающего кредитный договор с банком, на совершение действий от имени организации.
Первым источником информации для оценки кредитоспособности хозяйственной организации должен служить ее баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (зданий, оборудования и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату. При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для Заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделов, в которых отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной. Наличие просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности Заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита.
Другие материалы:
Анализ операций с корпоративными ценными бумагами
ООО «Региональный фондовый центр», проводя в области формирования финансовых активов политику ЗАО «Финам», за период 2006-2007 г.г. при формировании портфеля ценных бумаг реализовывало «умеренно агрессивную» стратегию, чередуя её с консервативной. Основу портфеля фондового центра составляли акции к ...
Преимущества
системы "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания
Для клиента банка подключение к системе "банк-клиент" зачастую коренным образом меняет весь стиль его взаимоотношений с этим финансовым институтом. Перечислим основные преимущества систем "банк-клиент" перед традиционными способами обслуживания: У банка появляется возможность ра ...
Сущность управления рисками
В условиях финансового кризиса весьма актуальной выглядит проблема эффективного, профессионального управления банковскими рисками, оперативного учета факторов риска. Проблема управления рисками в каждом банке занимает одно из главных мест, поскольку неправильный подход в этом вопросе может не прост ...