Максимизация прибыли банка как коммерческой организации — основная цель его акционеров и главная задача его менеджеров. Формула расчета чистой прибыли банка проста и понятна и в общем случае выглядит следующим образом:
1) чистые процентные доходы;
2) чистые доходы по операциям с иностранной валютой;
3) чистые доходы по операциям с ценными бумагами;
4) чистые комиссионные доходы;
5) прочие доходы;
6) итого: операционные доходы (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5);
7) отчисления в резервы;
8) операционные расходы (АХР);
9) прибыль до налогообложения (п. 6 – п. 7 – п. 8);
10) расходы по налогам на прибыль;
11) чистая прибыль.
Исходя из представленной формулы, можно говорить о том, что процесс максимизации прибыли банка основан на работе менеджеров банка по увеличению статей доходов банка и сокращению статей расходов. Все это и составляет искусство финансового менеджмента, которому посвящены многочисленные публикации.
Внимание теоретиков и практиков банковского менеджмента, как правило, сконцентрировано на вопросах увеличения операционных доходов банка — формировании эффективной кредитной, депозитной и тарифной политики банка с целью максимизации процентной маржи по проводимым операциям и увеличения объемов чистых комиссионных доходов и чистых доходов по операциям с ценными бумагами и иностранной валютой.
В борьбе за высокие ставки по выдаваемым кредитам и низкие ставки по привлекаемым депозитам банковские менеджеры всегда стремились к максимальным операционным доходам, полагая, что основные резервы получения банком чистой прибыли сокрыты именно в этих статьях. В общем случае это была верная стратегия, особенно в условиях активно растущего банковского сектора, когда двукратный годовой рост ритейла и ошеломляющие ставки по розничным кредитам позволяли не задумываться о других путях борьбы за прибыль.
Все изменилось в конце 2008 года, когда мировой финансовый кризис резко сократил операционные доходы банков и отнял у топ-менеджеров банков аппетит, сон и уверенность в завтрашнем дне. Стало очевидно, что на фоне общего спада производства и покупательской активности населения рассчитывать на былую доходность банковских операций в среднесрочной перспективе не приходится. Но выход, конечно, есть: если в силу объективных и пока непреодолимых причин глобального характера нельзя повысить операционные доходы банка, то можно попытаться сократить его операционные расходы — административно-хозяйственные расходы (АХР) по обеспечению его функционирования.
Статья АХР долгое время была незаслуженно забыта, и вопросам ее сокращения и оптимизации в большинстве банков придавалось мало значения. В то же время показатель АХР включается в расчет весьма важного показателя эффективности деятельности банка:
Cost Incomе Ratio (CIR) = АХР / Операционные доходы.
Оптимизация и сокращение АХР — реальная необходимость в условиях кризиса. Это четкий, кропотливый и методологически выстроенный процесс, который требует к себе достаточно внимательного отношения. Для его успешной реализации требуется:
— произвести четкую классификацию всех АХР банка, сгруппировав расходы по их экономическому содержанию с разделением на капитальные и текущие расходы;
— для каждого класса АХР разработать и реализовать специальный комплекс мероприятий, направленных на сокращение данного класса расходов;
— обеспечить постоянный мониторинг, анализ, контроль и оптимизацию АХР.
В современном банке Cost Incomе Ratio составляет в среднем 40–50%. Таким образом, резерв для получения прибыли за счет сокращения АХР достаточно существенный.
Вместе с тем следует помнить о том, что сокращение АХР должно быть взвешенным и продуманным процессом, иначе оно может привести к дезорганизации процесса материально-технического обеспечения деятельности банка и отрицательно отразится на его основной деятельности.
В данной главе приведена классификация АХР банка, а также даны некоторые практические советы и приемы по оптимизации этих расходов. Приведенный список советов не является исчерпывающим, и каждый банк должен провести кропотливую работу, для того чтобы выяснить скрытые резервы по экономии АХР. На самом деле вопрос контроллинга АХР банка намного шире и заслуживает полноценной книги. Это только краткий обзор с набором практических советов. В ней, в частности, не затронуты вопросы построения методологии планирования и контроля АХР, вопросы аллокации расходов и вопросы автоматизации.
Обладание собственной недвижимостью, безусловно, укрепляет авторитет банка в глазах партнеров и клиентов. Однако ее покупка и эксплуатация — довольно затратное дело. Недвижимость может не всегда находиться в собственности банка. Для многих банков собственный офис — дорогое удовольствие, поэтому они предпочитают аренду. Причем это касается как головного офиса банка, так и его дополнительных офисов в регионах.
Другие материалы:
История создания, цели, задачи предприятия
Самарская объединенная компания (СОК) приобрела саратовское ОАО «Волгамост», выполняющее строительно-монтанжные работы, по строительству и реконструкции мостов и плотин ГЭС. Это не первое приобретение СОК, связанное с дорожным строительством, строительством зданий и сооружений компания; создала в с ...
Понятие и виды
инвестиционных фондов
Фонды, позволяющие частным лицам объединять даже весьма скромные сбережения и коллективно вкладывать их на рынке ценных бумаг, существуют в мире не один десяток лет. Самый первый фонд для коллективных инвестиций населения появился еще в середине XIX в. в Бельгии. Паевой фонд (или паевой инвестицион ...
Основные перспективы
развития инвестиционных фондов
Российский фондовый рынок оказался в числе наиболее пострадавших вследствие мирового финансового кризиса. Положительные изменения в экономике, "высокая" нефть позитивно влияют на наш фондовый рынок. В последние недели он стабильно растет и уже обновил июньские максимумы этого года. Одновр ...