Росту конкурентоспособности препятствует высокая стоимость рабочей силы. В 90-х годах в десяти из 15 государств Евросоюза средние часовые заработки в промышленности были выше, чем в США. Общеизвестно также, что в Западной Европе по сравнению с США и Японией конкурентные, или рыночные, исследования развиты слабее, наука меньше связана с производством и финансируется в основном государством, а не частным бизнесом. Поэтому во многих отраслях по уровню технологической новизны промышленная продукция ЕС уступает своим конкурентам. Все это позволяло сделать вывод, что страны Европейского Сообщества могли экономически противостоять США и Японии только как единое целое.
Внутренняя причина, подталкивавшая Евросоюз к строительству ЕЭВС – необходимость привести макроэкономическую политику в соответствие с меняющимися потребностями и возможностями общества.
После благополучных 80-х гг. кризис начала 90-х оказался одним из самых тяжелых в послевоенной истории Европейского Сообщества. В 1993 г. впервые со времён энергетического кризиса было зарегистрировано сокращение ВВП, его объем в среднем по ЕС уменьшился на 0,6% (в Германии, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Финляндии, Португалии и Швеции ВВП сократился более чем на 1%). Среди причин спровоцировавших столь серьёзный кризис можно назвать высокую хроническую безработицу, сложную демографическую ситуацию, несоответствие системы социальной защиты возможностям общества, неудовлетворительное состояние государственных финансов. Таким образом, перед странами Евросоюза стояла проблема: как приспособить принятую в Западной Европе модель рыночного хозяйства с сильными элементами социальной политики к новой ситуации в мировой экономике.
Страны Европейского Сообщества имели низкий пенсионный возраст и большие размеры пенсии. В среднем по ЕC выплаты пенсий по старости составляли 10% ВВП. Росли расходы на социальные нужды. Так, за 1985-1994 г.г. в ЕС выплаты пособий выросли в постоянных ценах почти в полтора раза. В 1985 г. государственный долг стран Европейского Сообщества в среднем достигал 59%, а в 1996 г. – 73,5%. Страны Европы стояли перед необходимостью в глубоких и болезненных изменениях в системе пенсионного и социального обеспечения.
Создание Европейского Экономического и Валютного Союза создавало необходимые условия для выполнения макроэкономических задач, а именно:
Странам Европейского Сообщества было выгоднее производить оздоровление экономики и финансов совместно и в сжатые сроки. Они не могли себе позволить проводить разнонаправленную политику вследствие переплетения экономик этих стран.
Европейский Экономический и Валютный Союз дисциплинировал национальные правительства, вынуждая их выполнять критерии конвергенции (критерии стабилизации государственных финансов).
Страны ЕС приняли определенные усилия, чтобы уложиться в маастрихтские нормативы[1]. В течение 1993 - 1997 г.г. средние темпы инфляции упали с 4,1 до 1,9 %, долгосрочные процентные ставки – с 8 до 6,2%, дефицит госбюджета сократился с 6,1 до 2,4 % ВВП.
Замена национальных денег на евро сделало цены внутри зоны евро более сравнимыми. Хозяйственная конъюнктура стала более предсказуемой и стабильной, что является одним из главных условий роста. Национальные компании и финансовые учреждение могли беспрепятственно оперировать на весьма емком рынке зоны евро.
Введение единой валюты избавило страны ЕС от расходов, связанных с существованием множества национальных денежных единиц. Ежегодно они составляли до 0,5% ВВП Евросоюза. В эпоху плавающих валютных курсов компании ведущие внешнеэкономическую деятельность, вынуждены учитывать и издержки по страхованию от валютных рисков.
Введение евро снизило зависимость экономической политики Европейского Сообщества от США, поскольку часть расчетов была переведена из американской валюты в евро.
Другие материалы:
Организация торговли ценными бумагами, ее методы и механизм
В зависимости от степени развития фондового рынка, количества обращающихся ценных бумаг, поступающих заказов на покупку и продажу, числа участников торговых операций, динамики изменения цен. Различают два основных способа организации торговли ценными бумагами: простой и двойной аукционы (каждый из ...
Понятие и структура фондового рынка
Фондовый рынок,рынок акций, облигаций и иных ценных бумаг — составная часть рынка капиталов; рынок торговли ценными бумагами, как допущенными к торгам на какой-либо бирже, так и торгуемыми вне биржи, т. е. на внебиржевом рынке, Фондовый рынок представляет собой абстрактное понятие, служащее для обо ...
Кредитный риск
По определению Банка России [1] кредитный риск — риск возникновения у кредитной организации убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора. К указанным финансовым обязател ...