Условия жесткой банковской конкуренции, требующие от кредитных организаций оперативного принятия решений в отношении предоставления кредитных заимствований в целях привлечения корпоративной клиентуры, с одной стороны, и высоких кредитных рисков, сопутствующих кредитованию реального сектора экономики, — с другой, культивируют необходимость разработки и внедрения усовершенствованных технологий, способных качественно и в приемлемые для клиентов сроки оценить их кредитоспособность.
В целях решения проблемы совмещения оперативности и качества оценки кредитных рисков заемщиков предлагается один из вариантов разработки методики экспресс-оценки кредитоспособности корпоративных клиентов, которая позволит определить уровень кредитного риска на базе финансовых коэффициентов. Методика разработана на основе рейтингового метода оценки кредитоспособности заемщиков с учетом следующих основных недостатков, выявленных в процессе анализа данного метода, а именно:
- произвольность выбора системы базовых финансовых показателей;
- несоответствие финансовых коэффициентов рекомендуемым значениям, что может стать основанием для признания клиента банкротом независимо от значений других коэффициентов;
- отсутствие учета отраслевой специфики деятельности корпоративных клиентов;
- громоздкость системы финансовых показателей.
Выбор рейтингового метода в качестве базы построения методики обосновывается его широкой известностью и популярностью среди кредитных специалистов российских коммерческих банков в связи с простотой и удобством применения на практике.
Следует отметить, что предлагаемая методика не умаляет достоинств комплексного подхода к оценке кредитоспособности корпоративных клиентов, принимающего во внимание не только их финансовое состояние, но и качественные факторы их деятельности, такие как уровень менеджмента, сущность кредитуемой сделки, структура собственников и прочее. Однако, учитывая тот факт, что влияние качественных характеристик деятельности заемщиков на уровень их кредитного риска еще недостаточно изучено как на практике, так и в научной литературе и с трудом поддается формализации в форме каких-либо обоснованных математических и статистических моделей, считаем не целесообразным включение качественных факторов в методику.
Система выбранных финансовых показателей должна соответствовать двум основным критериям:
- коэффициенты должны наиболее полно характеризовать финансовое состояние клиента;
- коэффициенты должны как можно в меньшей степени дублировать друг друга.
Определим систему показателей в составе 9-ти финансовых коэффициентов, составляющих основу предлагаемой методики экспресс-оценки риска при кредитовании корпоративных клиентов коммерческого банка.
Необходимо отметить, что для расчета коэффициентов методики достаточно предоставления клиентами только трех форм финансовой отчетности: бухгалтерского баланса (форма № 1), отчета о прибылях и убытках (форма № 2) и отчета о движении денежных средств (форма № 4). Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов в соответствии с данными финансовой отчетности приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Способы расчета финансовых показателей корпоративных клиентов коммерческого банка в соответствии с данными финансовой отчетности
Обозна-чение показателя |
Наименование показателя |
Способ расчета показателя в соответствие с данными финансовой отчетности |
1 |
2 |
3 |
х1 |
Коэффициент автономии |
(стр. 490 - стр. 244)Ср./ (стр.700 - стр. 244)Ср. |
х2 |
Коэффициент текущей ликвидности |
(стр.290 - стр.230 - стр.244)Ср./(стр.690 - стр.640 - стр.650)Ср. |
х3 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
(стр.490 - стр.190)Ср./стр.290Ср. |
х4 |
Коэффициент рентабельности продаж |
(стр.50 ф.2/стр.10 ф.2)×100% |
х5 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
(стр.215 + стр.241 + стр.242 + стр.243)Ср.×360/ стр.10 ф.2 |
х6 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
(стр.621 + стр.622 + стр.623) Ср.×360 |
х7 |
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции |
стр.214 Ср.×360/стр.20 ф.2 |
х8 |
Коэффициент покрытия |
Поступления от основной деятельности (ф.4) -Кредиты и займы (ф.4)/стр.611 ф.1 + Сумма анализируемого кредитного продукта |
х9 |
Коэффициент денежной составляющей в выручке |
Поступления от продаж товаров (ф.4)/ стр.10 ф.2 |
Другие материалы:
Анализ эффективности управления кредитными
рисками в ОАО АКБ «Росбанк»
Росбанк основан в марте 1992 года как коммерческий банк, специализирующийся на обслуживании коммерческих предприятий и муниципальных учреждений. Сегодня Росбанк является универсальным, системообразующим, высокотехнологичным, коммерческим банком, уверенно входящих в первую десятку ведущих российских ...
Анализ себестоимости продукции
Себестоимость продукции (услуги) – важнейший показатель экономической эффективности ее производства, отражающий все стороны хозяйственной деятельности и аккумулирующий результаты использования всех производственных ресурсов. От его уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темп ...
Учет операций с ценными бумагами, предназначенными
для продажи
Учитываются в балансе банка по рыночной цене, переоценка их относится на счета доходов и расходов. В целом ценные бумаги, предназначенные для продажи, подразделяются на ценные бумаги с фиксированным и нефиксированным доходом. При этом необходимо разделять цену ценной бумаги и суммы начисленного воз ...