Разработка шкалы рейтинговой оценки корпоративных клиентов коммерческого банка.
Для разработки шкалы воспользуемся формулой расчета кредитного рейтинга корпоративных клиентов и рассчитаем минимально (максимально) возможное количество баллов, которое клиент может набрать по предлагаемой методике.
(3.1)
где Rj — суммарная оценка финансовых показателей, в баллах (кредитный рейтинг);
Wj — вес i-го показателя в группе;
Рi — оценка i-го показателя группы, в баллах;
n — число показателей.
Используя данные таблицы 3.2, установим, что минимальное количество баллов, которое может быть присвоено клиенту, равняется 11, в то время как максимальное — 100. Разделив максимальное количество набранных баллов на число классов кредитоспособности, определим границы соответствующих групп риска клиентов.
Установим 5 классов кредитоспособности корпоративных клиентов (таблица 3.5).
Таблица 3.5
Шкала оценки кредитного риска корпоративных клиентов коммерческого банка
Количество баллов (R) |
Группа риска |
Характеристика группы риска |
более 80 |
1 |
Минимальный уровень кредитного риска |
от 60 до 80 |
2 |
Низкий уровень кредитного риска |
от 40 до 60 |
3 |
Средний уровень кредитного риска |
от 20 до 40 |
4 |
Высокий уровень риска |
менее 20 |
5 |
Очень высокий уровень риска (фактические потери банка) |
Проведем сравнение результатов оценки кредитного риска, рассчитанного по разным методикам. Для этого используем бухгалтерскую отчетность корпоративного клиента – ОАО «Амурский лес» (Приложение Б). В первом случае рассчитаем по методике используемой ОАО АКБ «Росбанк».
Таблица 3.6
Результаты оценки по различным факторам, баллов
Качество обеспечения |
Кредитная история |
Обороты по счетам |
Финансовое состояние |
Объективные факторы оценки |
Субъективные факторы оценки |
3 |
9 |
2 |
18 |
2 |
1 |
Таким образом, общая сумма баллов по методике ОАО АКБ «Росбанк» составляет 35 баллов, что соответствует третьей группе риска. Далее рассчитаем уровень кредитного риска по предлагаемой методике экспресс-оценки кредитного риска корпоративных клиентов на базе финансовых коэффициентов.
Таблица 3.7
Результаты расчета финансовых коэффициентов
Обоз-начение показателя |
Наименование показателя |
Значе-ние |
Коли-чество баллов |
х1 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,56 |
100 |
х2 |
Коэффициент рентабельности продаж |
1,54 |
80 |
х3 |
Коэффициент покрытия |
0,31 |
75 |
х4 |
Коэффициент автономии |
16 |
100 |
х5 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
21 |
80 |
х6 |
Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
53 |
60 |
х7 |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
14 |
75 |
х8 |
Коэффициент оборачиваемости готовой продукции |
1,6 |
75 |
х9 |
Коэффициент денежной составляющей в выручке |
0,7 |
60 |
Другие материалы:
Сущность страхования и его история
Человечество живет и трудится в условиях определенной природной и социальной среды. В процессе своей жизнедеятельности оно постоянно сталкивается с влиянием и воздействием различных стихийных сил природы, неожиданностями и со случайностями социальных и бытовых явлений. Страхование - древнейшая кате ...
Понятие банка и его деятельности
Банковская система России - один из важнейших элементов ее финансовой системы. Как и вей экономика России, банковская система претерпевает в настоящее время кардинальные изменения, затрагивающие как структурную ее часть, так и функциональную. Изменения фиксируются банковским законодательством, разр ...
Депозитарные расписки как эффективный способ проникновения российских
компаний на международный финансовый рынок
Проникновение российских компаний на международные рынки может осуществляться на основе использования специфических финансовых инструментов, которыми являются ценные бумаги. В начале ХХI в. глобализация превратилась в доминирующую тенденцию мирового развития. При этом важнейшую роль в функционирова ...