Euroclear и Clearstream постепенно приближаются к своей цели – переходу к урегулированию в режиме реального времени, что позволит еще больше уменьшить риски и увеличить эффективность расчетов.
Euroclear начал свою деятельность в 1968 г. как дочерняя компания американского коммерческого банка Morgan Guaranty Trust Company в Брюсселе. Первоначально обслуживала 50 участников. В 1972 г. частично с целью ликвидировать возможный конфликт интересов, а также чтобы сделать Euroclear более интернациональным институтом (а не сугубо американским) Morgan Guaranty продал большую часть акций Euroclear финансовым учреждениям, являвшимся пользователями системы. Тем не менее функции управления по-прежнему остались в ведении Morgan Guaranty.
Вплоть до начала текущего десятилетия структура Euroclear была представлена следующими элементами:
1. Английская компания Euroclear Clearance System PLC со штаб-квартирой в Цюрихе.
2. Кооператив ECSSC (Euroclear Clearance System Societe Cooperative), созданный на основе бельгийского законодательства с зарегистрированным офисом в Бельгии.
3. Собственно клиринговая система Euroclear System, предназначенная для торговли еврооблигациями. Принадлежит компании, но управляется банком Morgan Guaranty из Брюсселя.
4. Операционный центр (Euroclear Operation Centre) – специальное подразделение Morgan Guaranty в Брюсселе. Все работники – служащие Morgan Guaranty.
В текущем десятилетии в структуре Euroclear произошли радикальные изменения, связанные с превращением этой организации в паневропейский расчетный центр. В течение пяти лет в состав Euroclear вошли депозитарии, обслуживающие биржи Euronext (французский SICOVAM, голландский NECIGEF, бельгийский CIK, английский Crest Co.)
В начале 2001 г. функции операционного центра перешли от Morgan Guaranty к специально созданному расчетному банку Euroclear Bank. С января 2005 г. ядро группы – специально созданная холдинговая материнская компания Euroclear SA/NV (Бельгия), заменившая кооператив.
У Euroclear в настоящее время более сотни акционеров (банки и финансовые институты), ни один из которых не имеет свыше 3,5% капитала, и более 2000 участников. Наиболее известные из них являются членами Правления организации. Компания определяет основные направления политики, устанавливает размер комиссионных, принимает новых участников, определяет категории ценных бумаг, принимаемых для депонирования в систему. Расчеты с Euroclear осуществляются с помощью собственной системы Euclid либо межбанковской системы SWIFT (связь может осуществляться также с помощью телекса или почты).
В 2004 г. оборот Euroclear по международным операциям составил 181 трлн. долл. (1998 г. – 45 трлн. долл., 1994 г. – 19 трлн. долл.) С учетом всех организаций, обслуживающих внутренний рынок, оборот Euroclear в 2007 г. достигал 417 трлн. долл. (307 трлн. евро). [27] В банках-депозитариях Euroclear хранилось международных ценных бумаг на 8 трлн. долл. (18 трлн. долл. всего).
Cedel (Centrale de Livraison de Valeurs Mobilieres; ныне Clearstream – 1/3 от объема операций Euroclear на международном рынке) основана в 1970 г. со штаб-квартирой в Люксембурге. Основными участниками этой системы являются банки, в отличие от Euroclear, где изначально преобладали компании по ценным бумагам.
Возникшая позже система Cedel вскоре стала опережать Euroclear (1973–1975 гг.). В 1974 г. Euroclear получил убытки в 74 тыс. долл., в то время как Cedel – прибыль в размере 262 тыс. дол. [26, c. 75] Встал вопрос о необходимости слияния с Cedel и были даже проведены встречи с ее менеджером, где обсуждались подобные планы. Однако, в конце концов руководство Morgan Guaranty решило серьезно заняться улучшением Euroclear. Были вложены крупные суммы в техническое оснащение, в 1978 г. введена система автоматического предоставления ценных бумаг взаймы, что повысило конкурентоспособность Euroclear. Уже к 1980 г. Euroclear принадлежало 2/3 рынка еврооблигаций. [26, c. 78]
Другие материалы:
Оценка кредитоспособности по методике банка ЗАО
" Интеза" и Сбербанка
Оценка кредитоспособности клиента основывается на основании финансового анализа и личном знании работником банка бизнеса данного клиента. Последнее предполагает постоянные контакты с клиентом: личное интервью с клиентом, регулярное посещение его предприятия [36, с.29]. В ходе личного интервью с рук ...
Зарубежный опыт потребительского кредитования
После того как в течение 15 лет объем потребительских кредитов возрастал в среднем на 6,6% в год, в 2008г. наблюдалось замедление этих темпов: объем кредитов увеличился всего на 1,4%, составив 178,6 млрд. евро. Это замедление объяснялось общим ухудшением конъюнктуры как в национальной, так и в миро ...
Оценка финансовой деятельности банка
Банковские операции в основном базируются на привлеченных и заемных ресурсах. В общей сумме банковских ресурсов привлеченные ресурсы занимают преобладающее место. Их доля по различным банкам колеблется от 80% и выше. С развитием рыночных отношений структура привлеченных ресурсов претерпела существе ...