Проблему привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного кредитования в России.
Слишком «короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипотечном кредитовании. Ни один банк не в состоянии формировать свой кредитный портфель из долгосрочных кредитов, опираясь при этом на краткосрочные источники. Несоответствие банковских активов и пассивов по срокам, объемам и ставкам рано или поздно приводит банк к потере ликвидности и банкротству.
Имеются 2 основные стратегии привлечения банками финансовых ресурсов для ипотечного кредитования:
1. ориентация на «розничные» источники кредитных ресурсов (депозиты населения и юридических лиц);
2. ориентация на «оптовые» источники кредитных ресурсов (кредитные линии российских и иностранных кредитных организаций, средства институциональных инвесторов, целевые облигационные займы).
К «розничным» источникам кредитных ресурсов можно отнести также средства на «контрактных» жилищных накопительных счетах (такие счета предполагают на первом этапе накопление гражданином определенной суммы средств с условием получения ипотечного кредита в этом же банке для приобретения жилья).
По ряду причин (потеря доверия к большинству банкам со стороны населения после августа 1998г.) вклады населения являются наименее возможным сегодня источником привлечения долгосрочных ресурсов для ипотечного кредитования. Кроме того, вклады населения оказываются наиболее мобильными при появлении любой негативной информации о банке, а законодательство обязывает банки выдавать вклады по первому требованию вкладчика, если даже это требование нарушает условия договора с банком.
Привлечение ресурсов для ипотечного кредитования из «оптовых» источников считается более предпочтительным для банков способом привлечения кредитных ресурсов. К таким источникам относятся:
v кредитные линии, открытые одним банком или консорциумом банков;
v средства, предоставленные институциональными инвесторами (пенсионными фондами и страховыми организациями, а также другими) сроком на 5-10 лет;
v средства от продажи целевых облигационных займов.
Один из вариантов организации эффективно действующей системы ипотечного жилищного кредитования и обеспечения ликвидности банков, выдающих ипотечные кредиты, основан на «оптовых» источниках, формирующихся за счет вторичного рынка ипотечных кредитов. На первичном рынке кредиторы (коммерческие банки) выдают населению ипотечные кредиты. Для обеспечения быстрой возвратности кредитных ресурсов и решения таким образом проблемы собственной ликвидности кредиторы продают выданные ими ипотечные кредиты на вторичном рынке – специально для этой цели созданному Агентству ипотечного жилищного кредитования или иному оператору вторичного рынка. Таким образом, целостная система ипотечного жилищного кредитования должна включать в себя как первичный, так и вторичный рынок таких кредитов, обеспечивающий рефинансирование банков, выдающих ипотечные кредиты.
Возможны следующие модели привлечения банками, выдающими ипотечные кредиты, долгосрочных кредитных ресурсов.
Модель 1
. Выпуск банками ипотечных облигаций, обеспеченных закладными, и их реализация на финансовом рынке.
Модель 2
. Рефинансирование банков через систему общих фондов банковского управления (ОФБУ).
Другие материалы:
Понятие страховой культуры и откуда она берется
Для начала необходимо разобраться со значением самого понятия «страховая культура», выявить факторы влияющие на её развитие. Итак, что такое страховая культура? Можно предположить, что в - первую очередь это «определенная форма психологического восприятия» института страхования населением. Под «опр ...
Характеристика фондового рынка России и этапы его развития
До 1990 года полный контроль за финансовыми потоками в России осуществляло государство. Так как финансовый рынок являет собой механизм перераспределения капитала, то одной из первоочередных задач правительства России стало создание условий функционирования этой сферы экономического пространства. Дл ...
Пути повышения показателей финансовых результатов
деятельности коммерческого банка
По результатам исследования банковской деятельности ОАО «СКБ-банк» для того чтобы увеличить получение прибыли и показатели рентабельности мы пришли к следующим выводам, необходимо: · увеличить собственный капитал банка путем дополнительной эмиссии акций; · увеличить размер активов банка, посредство ...