Внутренний контроль, его система очень важны в развитии и становлении банковского дела, для анализа текущего состояния банков как кредитных организаций, является одним из основных элементов банковского менеджмента. Система внутреннего контроля представляет собой совокупность органов и направлений внутреннего контроля. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка. Однако сущность внутреннего контроля банка глубже и не ограничивается комплексом проверок и измерений, но представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.[1]
Внутренний контроль состоит из следующих основных направлений:[2]
В административном контроле, процесс базируется на плане организации работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;
В контроле за денежными потоками отражаются состояние ликвидности, концентрации рисков банковской деятельности;
Финансовый контроль, базируется на ведении документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности;
В контроле за результатами деятельности, процесс основан на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью.
Основными функциями внутреннего контроля являются:
Контроль за четким разграничением полномочий и обязанностей;
Отличие функций контроля от структур, имеющих отношение к управлению банком, распределению его средств, составлению финансовой отчетности по активам и пассивам;
Мониторинг банковских рисков и управление ими;
Контроль за согласованием контрольных процедур, системой охраны активов.
В законе РФ "О банках и банковской деятельности" ( ст. 24 ) констатировано, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
Центральный Банк РФ в соответствии с федеральными законами "О Центральном банке РФ", "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", разработал Положение от 16 декабря 2003 г. №242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах".[3]
Другие материалы:
Содержание кредитного скоринга
скоринговый кредитный политика риск Предпосылкой для внедрения рейтинговых оценок кредитного риска послужили глобальные изменения в финансовой системе, требующие от современных банков пересмотра стратегий, связанных с управлением кредитными рисками. Идея внедрения подхода к оценке кредитного риска ...
Основные принципы обеспечения возвратности
ипотечного кредита
Как известно, при осуществлении кредитной деятельности одна из основных задач, стоящая перед банковскими структурами, – минимизация кредитных рисков. Для достижения данной цели используется большой арсенал методов, включающий формальные, полуформальные и неформальные процедуры. Хотя современный мет ...
Рекомендации по повышению эффективности финансовой работы
ООО КБ «Наратбанк»
Исходя из мировых тенденций, современного состояния банковской системы России и политики Правительства РФ и Банка России по ее реформированию, а также с учетом стратегических целей и задач и показателей деятельности ООО КБ «Наратбанк» можно предложить к реализации следующие проекты для повышения эф ...