Кредитно-денежная система посткоммунистической России находится в плачевном состоянии, она в значительной мере зависима от Западной системы финансовых институтов, что проявляется в долларизации экономики, колоссальном внешнем долге в $ 182 млрд. (в том числе долг государства на 1.01.2004 г. – $ 119,7 млрд.) оттоке капитала из страны и высоком ссудном проценте. Такое состояние финансовой системы не позволит никакой власти (будь то консервативной или либеральной) проводить независимую политику и модернизировать экономику в расчёте на её самодостаточность. В тоже время, капитал, накопленный в переходный период развития страны, практически не вовлечён в экономический оборот. По различным экспертным оценкам, население хранит «под матрасом» наличную СКВ на сумму в $ 50–60 млрд., а $ 250 – 300 млрд. было вывезено за рубеж в период реформ. Золотовалютные резервы Центробанка составляли на 17.09.04 – $ 92,6 млрд. и имеют тенденцию к росту. Если учесть, что положительное ежегодное сальдо внешней торговли составляет $ 40 – 50 млрд., а стабильный экспортный потенциал сырьевых отраслей (только по газу прогнозируется суммарная экспортная выручка на ближайшие 20 лет в размере $ 250 – 300 млрд.), то выясняется, что даже собственных внутренних финансовых ресурсов государства достаточно для запуска процесса масштабной модернизации экономики и социальных реформ. Финансирование модернизации, по разным оценкам, потребует по $ 100 – 150 млрд. в год в течение 15 – 20 лет. Однако реализовать данный финансовый потенциал не удаётся без наличия долгосрочной стратегии экономического развития, ключевым механизмом в реализации такой стратегии является кредитно-денежная система. Вспомним, что предтечей экономического бума в России начала 20 века была финансовая реформа С.Ю. Витте, которую он готовил 3 года, аналогичная картина повторилась в период НЭПа, когда финансовая реформа и восстановление народного хозяйства (разрушенного революцией и гражданской войной) подготовили беспрецедентный индустриальный рывок.
Представленная концепция основана на синтезе отечественного исторического опыта и посткоммунистического опыта сотрудничества с мировыми финансово – экономическими структурами.
Перед началом любых масштабных преобразований власть должна подвести под них нравственные основы – а это значит, прежде всего, признать факт (грех) воровства денежных накоплений населения, произошедшего в самом начале либеральных экономических реформ. Никак иначе, чем воровством, назвать это нельзя - ведь реально обесценились лишь дензнаки, а не обеспечивающий их капитал в виде высоколиквидной общенародной собственности в ТЭКе, металлургии, сырьевых отраслях и ВПК. Приватизация данной собственности, без увязки с восстановлением накоплений населения, стала именно воровством (умышленным или неумышленным, не имеет значения), которое подорвало доверие народа к власти.
Отличительной особенностью новой кредитно-денежной системы должно стать гарантированное обеспечение денежной эмиссии высоколиквидными активами и товарами
Цель реформы – вовлечение внутренних финансовых ресурсов в дело модернизации экономики и социальной сферы.
Задачи:
- дифференцирование субъектов рынка по приоритетам развития государства;
- введение в обращение параллельных денег – инвестиционных рублей (ИР), обеспеченных «корзиной» высоколиквидных активов и товаров;
- введение в государственном секторе экономики перечня продукции, услуг и платежей с параллельной номинацией стоимости рубль/ИР.
Проблема стагнации обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства не может быть решена без исправления издержек приватизации, когда за бесценок продавались объекты высоколиквидной собственности ВПК, топливно-энергетического и сырьевого секторов. Данная акция не соответствовала даже идеологии западной экономики (которую копировали реформаторы), где подобные объекты приватизируют в случае их нерентабельности либо для погашения бюджетного дефицита. Отечественная приватизация не решала указанных проблем, доходы от всей приватизации за 12 лет составили, по данным Росимущества, около 10 млрд. $, т. е. менее 1 млрд $ в год. Приватизация в ресурсных секторах экономики, наряду с либеральной ценовой политикой и развалом кредитно-денежной системы, привели к резкому снижению конкурентоспособности большинства населения, обрабатывающей промышленности и аграрного сектора по отношению к внешнему миру. К примеру, чтобы заправить бак автомобиля средний американский рабочий работал в 2003 году около 1 часа, а российский – более10 часов. Отечественная продукция, из-за технологической отсталости производства, в большинстве своём, продолжает оставаться в 3 раза более энергоёмкой, чем в развитых странах. Если дополнить картину наличием острого дефицита менеджеров и высококвалифицированных кадров рабочих, то станет очевидным, что проблемы модернизации экономики можно решить только на основе комплексной и неординарной программы действий.
Другие материалы:
Автоматизация учета в организации
Важным для бухгалтерии ЗАО «Сибирско-Уральская страховая компания» является вопрос автоматизации бухгалтерского учета. Эффективность автоматизации бухгалтерского учета характеризуется рядом показателей, основными из которых являются: повышение производительности труда учетных работников, сокращение ...
Сущность и социальное значение ипотечного кредитования в
РФ
Ипотека (Hypotheca) – залог недвижимого имущества, который осуществляется без передачи этого имущества во владение залоговому кредитору. Предметом ипотеки является недвижимость, остающаяся во владении залогодателя. В современных экономических отношениях ипотека – это залог недвижимого имущества при ...
Методы снижения риска
Выделяют следующие методы управления риском: а) избежание (уклонение) риска; б) ограничение риска; в) снижение риска; г) трансферт (передача) риска, в том числе страхование; д) принятие риска. В рамках этих методов применяются различные стратегические решения направленные на минимизацию негативных ...