В настоящее время российскую модель можно квалифицировать как смешанную, включающую отдельные элементы из существующих на западе моделей регулирования (небанковской и банковской). Вместе с тем она имеет и свои специфические особенности, заключающиеся в: гипертрофированной роли государства в регулировании рынка ценных бумаг; ведомственной раздробленности органов управления и регулирования участников фондового рынка; большом количестве жестких предписаний по деятельности участников рынка ценных бумаг при слабом контроле за их исполнением; наличии значительного числа противоречащих друг другу нормативных актов, изданных различными федеральными органами исполнительной власти; отсутствии традиций работы рынка ценных бумаг в России, связанного с 70-летним перерывом в его существовании.
С учетом влияния названных факторов на сегодняшний день в России сформировались пять самостоятельных секторов фондового рынка: государственные ценные бумаги, акции и облигации приватизированных предприятий, банковские ценные бумаги, муниципальные и областные облигационные займы, а также бумаги частных эмитентов, чье появление не связано с процессом приватизации.
Наиболее крупными (по объемам торгового оборота) и динамичными секторами фондового рынка являются государственные ценные бумаги (ГКО и ОФЗ). В 1993 - 1996 годах шло быстрое развитие рынка государственных долговых обязательств. Помимо положительного фактора пополнения соответствующих бюджетов развитие этого рынка также частично способствовало отвлечению средств вкладчиков, ранее направлявшихся на вложения в ценные бумаги и суррогаты ценных бумаг, выпускавшиеся новыми коммерческими структурами. Начавшийся в последнее время процесс снижения доходности по государственным долговым инструментам послужил условием перелива капиталов из этого сегмента фондового рынка в другие.
Новым и весьма перспективным для России является рынок муниципальных и областных облигаций. Этот сектор фондового рынка довольно активно продолжает завоевывать позиции. С помощью данного финансового инструмента местные органы пытаются пополнить свои бюджеты и оживить региональные фондовые рынки.
Высокодинамичным оказался рынок акций приватизированных предприятий. Появление большого числа акционерных обществ создает условия для роста объема операций, совершаемых с акциями приватизированных предприятий. Недооценка этих акций в процессе приватизации способствует росту их курсовой стоимости. Быстрое развитие рынка акций приватизированных предприятий и обеспечивающей его инфраструктуры в сочетании с динамичным развитием рынка государственных и муниципальных ценных бумаг стало фактором вытеснения с рынка высокорискованных ценных бумаг и их суррогатов. Существует огромный потенциал роста этого сегмента рынка ценных бумаг как на основе повышения курсов акций крупных приватизированных предприятий, уже обращающихся на рынке, так и за счет притока на рынок акций средних и мелких предприятий.
Еще один сектор фондового рынка - бумаги, эмитированные коммерческими банками (акции, облигации, векселя). Объем акций, выпущенных банками, составляет в настоящее время около 20 триллионов рублей. Рынок банковских бумаг развивается, но намного медленнее, чем два вышеуказанных сектора.
Рынок акций частных эмитентов, созданных вне процесса приватизации, можно охарактеризовать как развивающийся наиболее противоречиво. Первые выпуски ценных бумаг в 1991 - 1992 годах осуществлялись в условиях недостаточно развитой нормативной базы и неразвитой системы государственного контроля за рынком ценных бумаг. Ситуация в этом сегменте рынка предельно обострилась с появлением нелицензированных финансовых компаний, активно привлекавших средства граждан на приобретение не обеспеченных реальными активами ценных бумаг или их суррогатов. Процесс привлечения средств вкладчиков в такие рисковые структуры был остановлен только в 1995 году, и сейчас эта проблема существует главным образом в сфере защиты интересов вкладчиков, пострадавших от подобной деятельности. Вследствие таких потрясений в данном сегменте фондового рынка процесс обращения ценных бумаг наиболее замедлен.
Другие материалы:
Усиление государственного страхового надзора
Совершенствование государственного надзора за деятельностью страховых организаций, иных профессиональных участников страхования, осуществляющих страховую защиту, является важнейшим элементом развития и функционирования национальной системы страхования, а особенно повышение страховой культуры. В цел ...
Банковские операции
ВТБ банк осуществляет огромный перечень банковских операций на основании Законов Украины «О банках и банковской деятельности» ,«О Национальном банком Украины», а также Инструкций НБУ «368», «457» и многих других нормативно-правовых документов.
Наиболее популярными среди частных лиц являются услуги: ...
Признаки и функции страхования
Функции страхования:1. Формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Функция формирования специализированного страхового ...