Человечество всегда нуждается в защите от опасностей. Эта постоянная необходимость привела людей к созданию страховой защиты.
Как экономическое понятие страховая защита обозначает реакцию людей на природные и общественные события, вызывающие необходимость неожиданных, чрезвычайных и огромных затрат.
Другими словами, особые объективные экономические отношения между людьми по поводу предупреждения, преодоления и ограничения разрушительных последствий стихийных бедствий для обеспечения непрерывного и бесперебойного производственного процесса, для поддержания стабильности и устойчивости достигнутого уровня жизни в совокупности составляют экономическую категорию страховой защиты.
Специфику этой экономической категории определяют следующие признаки:
- случайный характер наступления стихийного бедствия или иного проявления разрушительных сил природы;
- выражение ущерба в натуральной или денежной форме;
- объективная потребность возмещения ущерба;
- реализация мер по предупреждению и преодолению последствий конкретного события.
Страховая защита есть обеспеченная юридическим обязательством потенциальная готовность страховщика предоставить застрахованному лицу при наступлении страхового случая материальное обеспечение в форме страховых и иных предусмотренных страхованием выплат, что придает этому лицу чувство защищенности и уверенности в своем будущем.
Страховая защита реализуется в рамках конкретного страхового правоотношения, где страховщик за определенную плату (страховую премию) является носителем обязательства произвести страхователю (застрахованному лицу, выгодоприобретателю) страховые и иные предусмотренные договором или страховым законодательством выплаты при наступлении страхового случая.
Сущность экономической категории страховой защиты состоит в страховом риске и в защите экономических субъектов страхового рыка и их интересов.
Экономическими субъектами, т.е. лицами, охватываемыми страховыми сделками и отношениями, в России по закону являются:
- страхователи;
- страховщики;
- страховые агенты и страховые брокеры;
- застрахованные лица;
- выгодоприобретатели;
- третьи лица.
Страхователи - это дееспособные физические и правоспособные юридические лица, у которых возникает осознанная и обеспеченная деньгами потребность в страховой защите их имущества, имущественных и материальных интересов, а также личности (своей или третьих лиц) и гражданской ответственности перед третьими лицами. В этом качестве страхователи являются живыми носителями спроса на страховые услуги, их покупателями (закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 5).
Страховщики - это только юридические лица, прошедшие государственную регистрацию и по специальной лицензии занимающиеся страхованием. Этой характеристике соответствуют страховые фирмы, способные производить услуги по страховой защите интересов физических или юридических лиц, связанных с их (или третьих лиц) имуществом, личностью, гражданской ответственностью, и предлагающие эти услуги за деньги на страховом рынке России (закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 6).
Страховые агенты и страховые брокеры - в России это юридические или физические лица, способствующие заключению сделки между страхователями и страховщиками и представляющие их экономические интересы. Страховые агенты представляют интерес страховщика, страховые брокеры - страховщика и страхователя (закон РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", ст. 8). Страховые агенты и страховые брокеры являются посредниками, работающими за комиссионное вознаграждение.
Другие материалы:
Покупка акций Бомбейской фондовой биржи
Инвестор-миллиардер Джордж Сорос купил 4% Бомбейской фондовой биржи (BSE). По неофициальным сведениям, сумма сделки составила примерно $35 млн. Продавцом выступил Dubai Financial, подразделение суверенного фонда Dubai Holding. Долю в старейшей фондовой бирже Азии финансист приобрел через свой хедже ...
Маркетинг предприятия
При составлении плана маркетинга предприятия предусматривают следующие этапы: 1. Анализ ситуации на рынке, установление потребителей и запросов заказчиков; На данном этапе анализируют ситуацию на рынке. В этом разделе приводятся данные об активности на рынке заказчиков и подрядчиков. При этом учиты ...
Расходы кредитной организации и их направления
Расход — это использование (затраты) денежных средств на производственную (банковскую) и непроизводственную (небанковскую) деятельность. Группировка расходов банка осуществляется аналогично группировке доходов, для того чтобы можно было оценить финансовый результат и уровень прибыльности по каждому ...