Рассмотренная в первой главе модель обязательного медицинского страхования оказалась эффективной для решения главных задач советской медицины в первые десятилетия ее существования. Тут борьба с заразными болезнями, помощь жертвам военных действий и массовая профилактика рахита и авитаминозов. Однако впоследствии эффективность советской модели здравоохранения стала быстро падать. Сейчас бесплатная медицина осталась разве что в поликлиниках, функция которых свелась, по сути, к выдаче больничных листов.
Обеспечение конституционного права личности на охрану общественного здоровья и обеспечение доступности медицинской помощи достаточного объема и качества явилось важной задачей государства при переходе к рыночной экономике. В этих условиях внедрение системы обязательного медицинского страхования, изначально определенной как бюджетно-страховой, должно было сыграть значительную роль в предоставлении жителям России, как и Уральского Федерального округа, бесплатной медицинской помощи. Однако, вместо использования при построении системы обязательного медицинского страхования принципов истинной страховой системы, в настоящее время в основе нее лежит сложное сочетание отдельных элементов медицинского страхования и монопольного государственного здравоохранения.
Общие затраты на здравоохранение складываются из следующих компонентов: бюджет здравоохранения (федеральный и субъектов федерации); средства ОМС; средства, полученные за платные медицинские услуги; расходы населения на лекарства [без учета стоимости биологически активных добавок (БАД) и средств личной гигиены]; нелегитимные платежи населения (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Финансирование здравоохранения Свердловской области в млн. руб.
Статья расходов, млн. руб. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. | |
ВВП-16 750 |
ВВП-18720 |
ВВП-24380 | ||
Государственные расходы |
Федеральный бюджет |
46 |
72 |
128 |
Бюджет Свердловской области |
242 |
280 |
410 | |
ФОМС |
192 |
174 (154) |
185 | |
Итого |
480 |
526 |
723 | |
% ВВП |
2,9 |
2,8 |
2,9 | |
Расходы населения |
Платные медицинские услуги |
86 |
95 |
110 |
Приобретение медикаментов |
100 |
120 |
130 | |
Нелигитимные платежи |
4 |
5 |
5 | |
Итого |
190 |
220 |
245 | |
Общие расходы |
670 |
746 |
968 | |
%ВВП |
4 |
4 |
4 | |
Расходы на душу населения |
4700 |
5200 |
6800 |
Другие материалы:
Основания возникновения страховых правоотношений
Непосредственным основанием возникновения страховых отношений может выступать закон и иной правовой акт для отношений по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий (п. 2 ст. 969 ГК)[35]. ГК впервые в национальной практике р ...
Оценка достаточности капитала банка
Нормативный капитал банка является основой его коммерческой деятельности, обеспечивает финансовую устойчивость банка и его платежеспособность, служит источником покрытия непредвиденных расходов, являющихся следствием различных рисков банка. Вопросы определения достаточности капитала долгое время не ...
Возможности использования скоринговой оценки в системе
риск-менеджмента при управлении кредитными рисками ВТБ Северо-Запад
Кредитная политика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяет объективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковские работники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими. Когда кредитная политика сформулирована правильно, чет ...