Ситуация, сложившаяся в отечественном банковском секторе в начале лета 2004 г., связанная с отзывом лицензий у ряда банков, спровоцировала волну изъятий вкладов вкладчиками других банков, потребовала решительных мер для стабилизации обстановки. Одна из них - разработка и принятие Федерального закона от 29 июля 2004г. "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (Закон о выплатах Банка России).
Суть Закона сводится к введению института выплат Банка России по вкладам в части сумм, не погашенных в ходе осуществляемых в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций предварительных выплат кредиторам первой очереди, т.е. выплаты Банка России носят дополнительный характер. Согласно ст.5 Закона о выплатах Банка России для принятия Банком России решения об осуществлении выплат необходимо одновременное наличие двух условий:
вынесение арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом;
истечение установленного Законом о банкротстве кредитных организаций срока для предварительных выплат кредиторам первой очереди.
Приведенный юридический состав значительно отличается от состава страхового случая, закрепленного в ст.8 Закона о страховании вкладов, с наступлением которого у вкладчика банка, участвующего в системе страхования вкладов, возникает право на возмещение по вкладам по следующим параметрам:
состав страхового случая сформулирован как альтернативный, т.е. для признания его наступившим достаточно наличия только одного элемента из двух, что более приемлемо для вкладчиков банков, застраховавших вклады физических лиц;
в отличие от Закона о выплатах Банка России, Закон о страховании вкладов предусматривает право на получение страхового возмещения на более ранних стадиях - до признания кредитной организации банкротом;
по Закону о страховании вкладов вкладчик имеет право обратиться с требованием о выплате возмещения уже со дня наступления страхового случая, в то время как Законом о выплатах Банка России указанный срок для обращения вкладчиков минимально определен в 40 дней после наступления обстоятельств, указанных в ст.5 этого Закона (10 дней - для направления конкурсным управляющим в Банк России реестра требований кредиторов первой очереди для целей предварительных выплат; 30 дней - для публикации Банком России объявления о дате начала и окончания выплат и иных сведений, предусмотренных ч.1 ст.7 Закона о выплатах Банка России).
В соответствии с требованиями Закона о выплатах Банка России выплаты Банка России осуществляются по вкладу (вкладам), в размере, порядке и при наличии условий, установленных данным Законом, за исключением следующих денежных средств:
размещенных на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если эти счета открыты в связи с указанной деятельностью;
размещенных физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;
переданных физическими лицами в доверительное управление;
размещенных во вклады в находящихся за пределами территории РФ филиалах банков РФ.
Таким образом, данным Законом и Законом о страховании абсолютно идентично определяются размер производимых Банком России выплат (максимальная сумма - 700 тыс. руб. по каждому банку с учетом осуществленных предварительных выплат кредиторам первой очереди (ч.1-2 ст.6).
Прием от вкладчиков заявлений о выплатах и иных необходимых документов, а также получение выплат производятся не в Банке России непосредственно или его территориальных учреждениях, а в банках-агентах, которые действуют от имени Банка России и за его счет. Это обусловлено тем, что по общему правилу, закрепленному в п.1 ст.49 Закона о Банке России, ЦБ РФ не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на банковские операции, и физическими лицами. Исключения указаны в ст.48 Закона о Банке России, в соответствии с которой Банк России вправе осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. Банк России также вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.
Другие материалы:
История развития медицинского страхования в России
Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права – «Русской правдой» (Х–ХI вв.). В нем, в частности, приводились нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства. Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, об ...
Обязательное страхование автогражданской ответственности в РФ
Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств - один из наиболее популярных видов страхования ответственности, обеспечивающий выплату потерпевшему денежного возмещения с владельцев средств транспорта в пользу третьих лиц в случае их увечья или смерти, а также поврежден ...
Понятие и сущность кредитного процесса в
коммерческом банке
Изучение и рассмотрение такого понятия, как кредитный процесс, позволяет комплексно проанализировать все составляющие и этапы механизма банковского кредитования. Кредитный процесс - это процесс организации кредитной деятельности банка. Банк, являясь коммерческим предприятием, размещает привлеченные ...