Обеспечение развития потребительского кредитования – вопрос большой важности, одна из стратегических задач деятельности многих коммерческих банков. Совершенствование организации потребительского кредита в современных условиях является важной проблемой, решение которой позволит повысить платежеспособный спрос населения, сделать данный вид банковской услуги доступным большей части населения страны, снизить кредитные риски.
Современный этап развития кредитной деятельности характеризуется двумя разнонаправленными тенденциями: повышением роли потребительского кредита, увеличением объема розничных услуг, формированием основных сегментов рынка потребительского кредита на фоне обострения ситуации на финансовом рынке.
Основной тенденцией 2002-2008 гг. было проведение новой кредитной политики, ориентированной на развитие потребительского кредитования.
Вторая тенденция – обострение межбанковской конкуренции на рынке потребительских кредитов в условиях развития кризисных явлений в экономике. Розничное кредитование сейчас составляет 20% всего объема кредитов, выдаваемых банками, или 14% их активов.[16] Динамика кредитования свидетельствует об опережающих темпах кредитования населения. За 8 лет, с 01.01.2002 по 01.01.2008, объемы кредитов, выданных банками физическим лицам, увеличились в 72 раза – с 45 млрд до 3242 млрд руб. Однако под воздействием напряженной ситуации на международном рынке ликвидности в 2007-2008 гг. был налицо риск относительного сокращения не только корпоративных, но и потребительских кредитов.[17]
В перспективе усилится конкуренция среди банков за привлечение автодилеров, в связи с этим будет возрастать качество банковских услуг. Есть основания полагать, что банки будут строить долгосрочные отношения не только с дилерами, но и с производителями.[18]
Происходит рост потребительских кредитов в активах банка, несмотря на кризисные явления в экономике, но ряд банков уже не может работать самостоятельно.
Третья тенденция – необходимость развития эффективных методов управления кредитным портфелем в розничном бизнесе.
В период 2007 – 2008 г наблюдается ухудшение качества кредитного портфеля ЦБ РФ, что требует повышенного внимания к совершенствованию его управления (табл. 1).
Таблица 1. Основные показатели качества кредитного портфеля
Показатель |
01.01.2007 |
01.10.2008 |
01.01.2007 |
01.10.2008 |
Млрд.руб |
Млрд.руб |
В % |
В % | |
Кредиты физ. Лицам |
1882,7 |
4017,6 |
13,5 |
16,4 |
Просроченная задолженность |
50,6 |
131,4 |
0,4 |
0,5 |
Источник: Данные Банка России.
В период кризисных явлений в экономике 2008 г. Резкого снижения задолженности по потребительским кредитам на 01.10. 2008 г не произошло.
В сентябре– октябре 2008 г. Многие банки прекратили выдачу ипотечного кредита, произошел пересмотр процентных ставок. Самое масштабное повышение процентных ставок произошло во второй половине сентября (1,5 -2%). За год кредиты на жилье подорожали более чем в 1,5 раза.
В результате в текущей рыночной ситуации, когда ставки по ипотеке в следующем году могут достичь уровня 16-20% годовых, смешанная модель, пожалуй, единственный способ сохранить относительную доступность ипотеки для граждан со средним уровнем доходов.
Образовательные кредиты – самый молодой сегмент рынка потребительского кредитования. В России, по данным АРБ, в 2006 г. Уже 60% принятых в вузы студентов оплачивали свое образование. В тоже время отсутствие необходимых денежных средств как причину невозможности получать высшее образование называют 58% населения, не имеющего его; спрос на образовательные кредиты не удовлетворен. В 2008 г многие банки прекратили доступ к таким кредитам.
Другие материалы:
Лизинг в системе
финансовых отношений
Специфика лизинга как экономической категории состоит в том, что в системе экономических отношений субъектов лизинговой сделки происходит процесс отделения капитала-функции. Экономические отношения предопределяют принадлежность объекта лизинговой сделки в различных формах одновременно как собственн ...
Анализ состава и структуры привлеченных ресурсов юридических лиц
Исследование ресурсной базы коммерческого банка, как и любого другого коммерческого предприятия, предполагает анализ его привлеченных средств. Для анализа состава и структуры привлеченных средств юридических лиц филиала используем данные структурированного баланса (Приложение В) филиала №527 «Белже ...
НБД-Банк – обслуживание малого и среднего бизнеса
На протяжении уже 15 лет основная работа НБД-Банка направлена на активную поддержку регионального малого и среднего бизнеса. У многих банков есть отделы по работе с малым бизнесом, но для НБД-Банка малый и средний бизнес – это вся жизнь, он работал и работает исключительно для него. За 15 лет специ ...