Ключевой элемент статуса Центрального банка РФ – принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит в структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Выполнение юридически возложенной на центральный банк главной цели его деятельности – обеспечение стабильности цен – предполагает наличие определенной степени его независимости от исполнительной власти, которая подразумевает две ее формы: политическую и экономическую. Политическая независимость – это автономия (самостоятельность) центрального банка при установлении целевых ориентиров денежной массы. Экономическая независимость – самостоятельность центрального банка в выборе инструментов денежно-кредитной политики.[3]
Банк России образует единую централизованную систему, в основе которой лежит принцип вертикального построения. Вертикальная структура включает: центральный аппарат (первый уровень), территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (второй уровень), вычислительные центры, полевые учреждения (третий уровень), учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации (четвертый уровень), которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Центральный аппарат Банка России включает департаменты и главные управления. Непосредственное управление Центральным банком РФ осуществляет Совет директоров и Председатель Банка России. Председатель Центрального банка РФ, возглавляет Совет директоров и назначается на должность Государственной Думой сроком на 4 года. Кандидатуру для назначения представляет Президент. По банковскому законодательству в Совет директоров входят 12 членов Совета директоров, работающих в банке России на постоянной основе, которые также назначаются Государственной Думой. У Председателя Центрального банка РФ 4 первых заместителя.[4] Основной выполняемой им функцией является разработка основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
В Российской Федерации вертикальная структура управления представлена 60 территориальными банками, 19 национальными банками, 5 отделениями ГТУ, 1165 РКЦ.
Территориальные банки, помимо делегированных им полномочий в области денежно-кредитного регулирования, осуществляют непосредственное кредитно-расчетное обслуживание российских коммерческих банков либо через свои операционные управления, либо опосредованно в порядке передоверия РКЦ. Основной целью деятельности РКЦ как структурного подразделения Банка России, осуществляющего банковские операции с денежными средствами в условиях двухуровневой банковской системы, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации. Основными функциями РКЦ являются: осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами), осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов), хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности и т.д.[5]
При обособленности статуса центрального банка он в своей деятельности неизбежно сталкивается с другими экономическими субъектами, их задачами и интересами. Практика взаимодействия Банка России и Правительства Российской Федерации такова, что они информируют друг друга о предполагаемых действиях общегосударственного значения, координируют свою политику, организуют регулярные консультации.
При взаимодействии с коммерческими банками Банк России перед принятием наиболее важных решений нормативного характера проводит с ними консультации, дает необходимые разъяснения, обсуждает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.
Важную роль в реализации принципа организационного построения центрального банка играет создание Национального банковского совета. В его состав численностью 12 человек входят: по 3 представителя от Государственной Думы РФ, Президента РФ и Правительства РФ, 2 представителя от Совета Федераций. Национальный банковский совет согласно банковскому законодательству, рассматривает концепцию совершенствования российской банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, политики валютного регулирования и валютного контроля и др. В компетенции Национального банковского совета входит:
Другие материалы:
Анализ перспектив и тенденций развития
В основных направлениях развития банка фиксируется стратегия достижения генеральных целей, основные направления его деятельности кредитная стратегия Банка реализовывалась в отчетном году по двум главным направлениям кредитования: кредитование предприятий крупного бизнеса и кредитование предприятий ...
Основные
направления денежно-кредитной политики в 2010-2012 гг.
В предстоящий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики остается снижение инфляции до 9−10% в 2010 году и 5−7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитног ...
Сущность и источники доходов кредитной организации
Источниками доходов коммерческого банка являются различные виды бизнеса. К элементам банковского бизнеса можно отнести: ссудный бизнес, дисконт-бизнес, охранный бизнес, гарантийную деятельность банка, бизнес с ценными бумагами, бизнес, основанный на приеме вкладов и осуществлении операций по поруче ...