Размер имущественных вкладов (вкладов в неденежной форме), вносимых в уставный фонд банка, не может превышать 20% размера уставного фонда этого банка.
Для формирования и увеличения размера уставного фонда банка не могут быть использованы привлеченные денежные средства и (или) доходы, полученные незаконным путем. Денежные вклады вносятся как в белорусских рублях, так и в иностранной валюте. Денежные вклады, вносимые в уставный фонд банка, подлежат перечислению на временный счет в Национальном банке Республике Беларусь или по согласованию в других банках [18, с. 24–25].
В соответствии с Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.10.2008 №159 с 1 января 2009 г. минимальный размер нормативного капитала для белорусских банков, претендующих на получение права по привлечению денежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, во вклады (депозиты) и (или) открытию и ведению их банковских счетов, увеличивается до суммы, эквивалентной 25 миллионам евро (в настоящее время он равен сумме, эквивалентной 10 миллионам евро).
Такое решение принято в целях повышения гарантий сохранности денежных сбережений населения во всех банках независимо от сумм, сроков, валюты вкладов, а также создания высокого собственного запаса прочности самих банков. Кроме этого, рост капитала банков будет содействовать повышению их международного признания, деловой репутации и улучшению представляемых ими розничных банковских услуг, что в свою очередь повысит уровень доверия населения к банковской системе.
Для действующих банков, получивших право на осуществление банковских операций по привлечению денежных средств физических лиц до 1 января 2009 г., нормативный капитал которых не будет соответствовать устанавливаемому минимальному требованию, предусмотрен срок доведения нормативного капитала до необходимого размера до 1 января 2010 года. Возможность данных банков по привлечению денежных средств населения во вклады (депозиты) на данный период будет ограничена фактическим размером его нормативного капитала.
В обязательном порядке банки должны сформировать резервный фонд, который предназначается для возмещения убытков от активных операций банка и для увеличения уставного фонда. Резервный фонд формируется за счет отчислений от чистой прибыли банка. Размеры этого фонда находятся в непосредственной зависимости от размеров уставного фонда банка. Согласно законодательству размер резервного фонда должен составлять не менее 15% уставного фонда. Отчисления в резервный фонд производится от прибыли отчетного года, остающейся в распоряжении банка, после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также после утверждения уполномоченным органом управления банка годового бухгалтерского баланса и отчета о прибыли и убытках.
Кроме обязательного формирования резервного фонда, коммерческими банками могут создаваться и другие фонды (фонды развития банка, фонды социальных выплат и другие), источниками формирования которых служит банковская прибыль. Количество этих фондов, их названия, целевое назначение, размеры, порядок формирования и использования должны быть оговорены в учредительных документах банка и в специальных локальных нормативных актах о фондах, утвержденных соответствующими органами управления банка [21, с. 117].
Другие материалы:
Договор страхования
Договор страхования не только является одним из оснований возникновения страховых отношений, но и является одной из форм гражданско-правового регулирования этих отношений, отражающей основные требования законодательства о страховании. ГК отказался от единой конструкции договора страхования, закрепл ...
Разновидности западных концепций денег и их современные модификации
Истоки современных западных теорий денег в значительной мере уходят вглубь веков. Появление монетаристской концепции денег, характерной для меркантилизма, относится к XVI столетию, когда в сфере обращения формировалось первоначальное накопление капитала. Это привело к идеализации денежной формы сто ...
Государственное регулирование рынка ценных бумаг
Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве: · эмитента при выпуске государственных ценных бумаг; · инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий. · профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов; · регулятора п ...