«Политика по правилам», или жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как крайний случай представляется относительно вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы.
Кредитно-денежная «политика по правилам»[6] (жесткая кредитно-денежная политика)
Такая политика была предложена монетаристами во главе с М. Фридманом. Многие годы Фридман доказывал, что денежно-кредитная политика должна проводиться по правилам, и эта идея стала важной частью монетаристской доктрины.
Монетаристы убеждены, что денежно-кредитная политика определяет уровень экономической активности в стране в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. По мнению монетаристов, денежное предложение является единственно важным фактором, оказывающим воздействие на уровень производства, цены и занятость.
Так как скорость обращения денег у монетаристов стабильна в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение денежного предложения, то само денежное предложение оказывает предсказуемое воздействие на уровень совокупного спроса.
С точки зрения монетаристов, предлагаемая кейнсианцами политика дорогих и дешевых денег вредна и бессмысленна. Главная причина макроэкономической неустойчивости лежит в сфере денежных процессов. Инфляция, безработица, спад производства не характерны для рыночной системы как таковой, а проистекают от неправильной денежной политики, осуществляемой государством.
Проведение эффективной финансовой политики согласно монетаристским рекомендациям предполагает:
1. Отказ от произвольных изменений в налоговой или денежно-кредитной политике ради поставленных экономико-политических целей. Экономика, по их мнению, крайне сложная и еще недостаточно изученная система, поэтому государственное вмешательство, направленное на устранение различных кризисных явлений вызывает обратный эффект, т.е. вносит еще больший хаос;
2. Отказ от бюджетной политики в кейнсианском понимании (как инструмента антициклической политики) и замена ее другой политикой, предполагающей, что государство будет играть роль “служащего”, который будет планировать расходы и налоги без необходимости обеспечивать экономическую стабильность;
3. Главным инструментом по поддержанию долгосрочной стабильности должна стать денежно-кредитная политика, основывающаяся на долгосрочном, стабильном росте денежного предложения в соответствии с монетарным правилом.
Монетарное правило означает ежегодное расширение денежного предложения в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВВП. По оценкам монетаристов, денежное предложение должно устойчиво возрастать в пределах 3-5% в год (для США);
4. Законодательное установление монетарного правила с учетом многолетних тенденций в динамике ключевых экономических показателей.
Доводы Фридмана в защиту правил могут быть разбиты на ряд утверждений. [7]
Утверждение 1. Денежно-кредитная политика сильно влияет на реальную экономику в краткосрочном периоде. Однако в более долгосрочном периоде изменения в предложении денег воздействуют прежде всего на уровень цен.
Фридман и другие монетаристы верят, что колебания денежного предложения исторически являются одними из наиболее важных — если не самыми важными - источниками циклических колебаний экономической активности. Что касается долгосрочной нейтральности, то Фридман был одним из первых, кто утверждал, что, поскольку цены в конечном итоге приспосабливаются к изменениям в предложении денег, влияние денег на реальные переменные может иметь только временный характер.
Утверждение 2. Несмотря на сильное краткосрочное влияние денег на экономику, есть мало возможностей для активного использования денежно- кредитной политики, чтобы попытаться с ее помощью сгладить деловые циклы.
Фридман подкреплял это предположение несколькими пунктами.
Во-первых, центральному банку и другим правительственным агентствам требуется время, чтобы собрать и обработать информацию относительно текущего состояния экономики. Эти информационные лаги могут создать трудности для центрального банка в определении того, действительно ли экономика находится в состоянии рецессии и уместно ли изменение экономической политики.
Во-вторых, существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильным для экономики будет эффект изменения в предложении денег и сколько времени потребуется для его возникновения. Фридман подчеркивал, что существуют продолжительные и переменчивые лаги между мероприятиями монетарной политики и их экономическими результатами. То есть монетарной политике не только требуется относительно много времени, чтобы заработать, но и то количество времени, которое она будет действовать, непредсказуемо и может различаться от случая к случаю.
Другие материалы:
Методы оценки эффективности финансовой деятельности банка
В условиях бурного развития рынка финансовых услуг, наблюдающегося в мировой экономике на протяжении последних десятилетий, особое значение приобретает проблема идентичности оценки эффективности деятельности кредитных организаций в транснациональном масштабе. В современной научной литературе сущест ...
Анализ стратегического планирования деятельности коммерческого банка
Акционерное Общество «АТФ Банк» основано в июне 1995 года, когда Национальным Банком РК зарегистрирован ЗАО "Алматинский торгово-финансовый банк". В этом же году АТФ Банк получает Генеральную лицензию НБ РК №59 на проведение операций, в тенге и в иностранной валюте, предусмотренных банков ...
Анализ системы внутреннего контроля на макроуровне
К макроэкономическим банковским рискам относятся: Отрицательные общие и структурные (отраслевые и региональные) тенденции экономического развития; Не служащая интересам банка текущая емкость и доходность финансовых рынков, на которых банк производит операции и сделки; Неблагоприятные изменения госу ...