В новых экономических условиях одним из важнейших вопросов при создании и функционировании малого предприятия является определение источника финансирования основного и оборотного капитала. Заимствование необходимых сумм становится существенной проблемой.
Существует три наиболее оптимальных варианта привлечения финансовых ресурсов субъектами малого предпринимательства:
· банковский кредит;
· займы, выданные государственными фондами поддержки малого предпринимательства;
· займы, выданные микрофинансовыми организациям (МФО).
Приведенные способы заимствования средств можно назвать наиболее популярными и отвечающими реальным потребностям и возможностям малого бизнеса. По экспертным оценкам, потребность малого бизнеса в кредитах составляет на сегодня 700-800 млрд. руб. При получении кpeдитa представители мaлoгo бизнеса сталкиваются с рядом проблем. Причем они касаются как самих предпринимателей, так и кредитных организаций.
Для предпринимателей эти проблемы подразделяются на внешние и внутренние. Внешними проблемами являются:
1) высокие проценты;
2) короткие сроки погашения;
3) отсутствие или недостаточность стартового капитала малого предприятия;
4) ограниченность предложения кредитов для малого бизнеса и отсутствие конкурентного рынка услуг по кредитованию;
5) сложность и длительность процедуры получения банковского кредита.
Одной из острых проблем препятствующей развитию процессов кредитования стал "уход в тень" немалого числа малых предприятий, что не позволяет объективно оценить результат их деятельности. Малые предприятия "уводят в тень" такие показатели, как выручка, фонд оплаты труда, оплата аренды помещений, суммы платежей поставщикам, суммы сделок, не отражаемые в отчетности. Причем доля теневого оборота тем выше. чем меньше размер хозяйствующего субъекта. Например, в 1990-х гг. вывод части оборота "в тень" стал практически обязательным условием выживания малых предприятий. Главной причиной этого была необходимость рационализации поведения в сложившихся экономических условиях с целью преодоления сложностей налоговой системы.
Таблица 1.1 - SWOT - анализ малого бизнеса в красноярском крае
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Возможности |
Угрозы существованию |
Небольшой стартовый капитал |
Ограниченный (локально) рынок |
Рост до уровня "большого" бизнеса |
Быстрота полного разорения |
Высокая эффективность |
Ограниченные перспективы роста |
Сбалансированное развитие |
Быстрое достижение "потолка роста" |
Гибкость |
Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры |
Прочная ниша на своем рынке |
Легкость проникновения конкурента в эту нишу |
Самостоятельность |
Отсутствие влиятельной поддержки |
Творческая самореализация |
Уязвимость к попыткам силового давления "сильных мира сего" |
Другие материалы:
Отраслевая структура рынка акций «второго эшелона»
Если анализировать акции по обороту торгов, то во «втором эшелоне» можно выделить три группы бумаг. Первая группа - это ближайшие кандидаты на статус «голубых фишек». К ним относятся прежде всего акции компаний «Уралсвязьинформ», «Татнефть» и «АвтоВАЗ» [20]. Вторая группа компаний – «сердцевина» «в ...
Отечественная
история
страхование общество взаимный инвестиционный Наибольшее развитие взаимное страхование получило в огневом страховании. Первый формальный институт страхования в России – "Общество взаимного страхования от огня" – был основан в Риге, бывшей тогда западной окраиной Российской империи, в 1765 ...
Оценка кредитоспособности заемщика физического лица, используемая ПАО КБ
«ПриватБанк»
В большинстве коммерческих банков Украины проводят анализ кредитоспособности физических лиц по следующим направлениям: ¾ анализ личных качеств потенциального заемщика; ¾ анализ совокупных доходов клиента; ¾ анализ обеспечения ссуды (в т.ч. анализ движимого и недвижимого имущест ...