Совершенствование государственного надзора за деятельностью страховых организаций, иных профессиональных участников страхования, осуществляющих страховую защиту, является важнейшим элементом развития и функционирования национальной системы страхования, а особенно повышение страховой культуры.
В целях создания единых принципов государственного страхового надзора на территории Российской Федерации необходимо распространить его на всю систему органов и организаций, деятельность которых связана с осуществлением различных форм страховой защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства, — на страховые организации, иных профессиональных участников страхового рынка, медико-социальное страхование (обязательное медицинское страхование, государственное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), негосударственное пенсионное обеспечение.
Деятельность профессиональных участников страхования, иных организаций, осуществляющих страховую защиту, без единого и постоянного государственного контроля не позволяет реально оценивать положение вещей в национальном страховании, предупреждать негативные явления, приводит к нарушению прав страхователей и застрахованных лиц, защита которых является одной из главных целей страхового надзора.
В этой связи контроль со стороны страхового надзора должен носить всеобщий, постоянный и последовательный характер, начиная с регистрации лица в качестве профессионального участника страхования, и заканчивая прекращением его деятельности. В сферу контроля должны также входить планы развития страхового бизнеса, анализ финансового положения учредителей (акционеров, участников, аффилированных лиц) и их долей в уставном капитале страховой организации, реорганизация и ликвидация страховых организаций, жесткий контроль за платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Указанные положения в полной мере отвечают международному опыту и стандартам страхового надзора.
Орган государственного страхового надзора, включающий в себя единые функции контроля и надзора за страховых делом в целом в Российской Федерации, должен преобразоваться в самостоятельную федеральную структуру, действующую в рамках единого финансового контроля Министерства финансов Российской Федерации.
Для повышения прозрачности деятельности страховых организаций, развития конкурентоспособной среды должны вводиться требования о представлении и публикации бухгалтерской отчетности на основе международных стандартов. Раскрытие профессиональными участниками страхования информации о своей деятельности облегчит для страхователей и иных заинтересованных лиц понимание их финансового положения. Требуется также развитие системы мониторинга за финансовом состоянием страховщиков, расширение деятельности рейтинговых агентств.
Следует продолжить работу по приведению в соответствие с международными стандартами и практикой нормативной базы, регулирующей порядок формирования и размещения страховых резервов, оценку платежеспособности и финансовой устойчивости страховых организаций. Необходимо ввести требования по платежеспособности к группам страховых компаний на основе сводной (консолидированной) отчетности, представляемой ими в обязательном порядке в орган государственного страхового надзора.
В среднесрочной перспективе должно быть осуществлено:
принятие новой редакции главы 48 „Страхование“ Гражданского кодекса Российской Федерации;
разработка системы страхового законодательства;
кодификация страхового законодательства.
Создание системы страхового законодательства должно основываться на глубоком научном анализе действующего законодательства, практики его применения, международном опыте и стандартах.
Законодательные акты должны наиболее полно и на длительную перспективу развития страхового дела в России осуществлять регулирование страхования как целостной системы страховой защиты населения, организаций и предпринимателей, интересов государства и социально-экономических отношений в целом, что повлечет за собой быстрый рост страховой культуры.
В области создания информационных технологий для осуществления определенных мероприятий, направленных на повышение страховой культуры, является информирование населения через различные каналы передачи информации.
Другие материалы:
Провайдеры
систем электронного документооборота
Может показаться, что банку, имеющему большое число пользователей системы "банк-клиент", выгодно эксплуатировать собственную телекоммуникационную систему. На самом деле это не так. Оказывается, что целесообразно воспользоваться услугами специализированной фирмы-провайдера. Причины, по кот ...
Операции проводимые банками
Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специфические и неспецифические услуги. Специфическими услугами является все то, что вытекает из специфики деятельности банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся три вида .выполняемых ими операций: 1) депозитные операции; ...
Формирование стратегии, ориентированной на
повышение прибыли банка коммерческого банка
В связи с выявленными в процессе исследования проблемами, к которым можно отнести: (снижение рентабельности активов, снижение доли активов приносящих доход в общем объеме активов, снижения доли доходов от операционной деятельности в общем объеме доходов банка, недостаток собственного капитала банка ...