Еще одним явным преимуществом является существенная экономия средств клиента на процентах за предоставленный овердрафт.
Таким образом, разница в процентах по предоставленной кредитной линии и овердрафта (пример рассчитан на кредит 1,5 млн. руб.) составляет 13 095,79 руб. в месяц, что может существенно повысить рейтинг этого кредитного продукта.
Постепенное улучшение условий кредитования. Основные усилия банка необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.
Развитие «start up» проектов. Кредитование малого бизнеса в будущем будет тесно связано с развитием «стартовых» проектов и постепенным заполнением этой кредитной ниши банками. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия кредитованию малого бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.
Наряду с этим банку необходимо развивать льготные программы кредитования малого бизнеса для клиентов с положительной кредитной историей. Таким малый бизнес сам будет заинтересован в долгосрочном сотрудничестве с банком, ответственно подходит к ведению бухгалтерского учета и отчетности. Например, клиент с хорошей кредитной историей может рассчитывать на снижение по залогу, поскольку риск невозврата при этом снижается. У постоянных клиентов банка вновь открываемые кредитные линии должны проходить по сниженной ставке. Наличие различных дополнительных комиссий возможно и оправдывает себя, но является существенным барьером в кредитовании. Льготные программы должны существенно понизить влияние дополнительных сборов на предоставляемые услуги клиентам.
Повышение доверия между банком и бизнесом. Этого можно добиться только путем тесного сотрудничества. Банк должен вести активную рекламу своих кредитных продуктов, объяснять их преимущества и просвещать, таким образом, представителей малого бизнеса. Очень важна в этом вопросе грамотная информационная поддержка бизнесменов и консультирование их по всем возникающим вопросам. Все это необходимо для устранения периодически возникающих стереотипов среди предпринимателей о недоступности кредитов для бизнеса.
Разработка дополнительного программного обеспечения. На текущий момент многие операции сотрудники кредитного отдела выполняют практически вручную. Например, написание текстов договоров (на основе старых шаблонов), создание распоряжений на проведение бухгалтерских операций, расчет задолженности по овердрафтам, расчет просроченной задолженности. Автоматизация этих процессов позволит значительно сократить трудоемкость процесса кредитования и, что самое важное, позволит оперативно вносить необходимые изменения для исключения ошибок и неточностей.
Что касается самого процесса рассмотрения заявок потенциальных клиентов и принятия решения по конкретной ссуде, то здесь можно выделить следующие рекомендации, которые могут повысить процент выдачи кредитов.
На данный момент рассматриваются заявки клиентов, работающие в данном секторе более 1 года. Предложение банку сократить этот срок до 6 месяцев. Для снижения риска при этом возможно установить максимальную сумму кредита (например, 1 млн. руб.). Для кредитования такого клиента и анализа его возможного банкротства предлагается использовать скоринговые модели, модели для определения риска банкротства в будущем.
Для диагностики банкротства предприятия на Западе широко используются факторные модели известных западных экономистов, разработанные с помощью многомерного анализа: пятифакторная модель Альтмана, модеь Лисса, модель Таффлера. Следует отметить, что показатели этих моделей рассчитаны исходя из финансовых условий, сложившихся в США. Разработка таких систем применительно к экономики России позволило бы полномасштабно внедрять их и использовать во всех банках.
Другие материалы:
Роль и значение кредитной политики
коммерческого банка
По опыту нашей страны, по количеству существующих в ней кредитных организаций, можно судить о том, что существует множество подходов к реализации кредитной политики. Тем не менее, в каждом банке прослеживается необходимость изменения порядка оценки политики банка в целом. Становится ясным то, что о ...
Анализ масштабов и динамики кредитных вложений
Анализ кредитной деятельности банка целесообразно начинать с определения места, которое занимают кредитные операции в общем объеме активов банка, то есть необходимо дать общую оценку масштабов кредитной деятельности. Для этого рассчитывается коэффициент части кредитов в общих активах банка по форму ...
Рынок
медицинского страхования в Австралии
Система медицинского страхования в Австралии достаточно сложна и многокомпонентна. Ее элементы направлены на удовлетворение потребностей всех членов общества. Несмотря на то, что системы медицинского страхования в Австралии и в России принципиально отличаются, тем не менее определенные элементы ...