Структуры управления на многих современных предприятиях построены в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX в. При этом большое внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, которые получили название иерархических, или бюрократических.
Концепция иерархической структуры была сформулирована немецким социологом Максом Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она содержала следующие принципиальные положения [13]:
Четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности.
Иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим уровнем.
Наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей.
Дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;
Осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности.
По мнению многих специалистов, данные характеристики в определенной степени сохраняются для современных промышленных предприятий, организаций сферы услуг, всех видов государственных учреждений.
Свои преимущества, например такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, бюрократическая система может реализовать при следующих условиях [5]:
В организации известны общие цели и задачи.
Работа в организации может делиться на отдельные операции.
Общая цель организации должна быть достаточно простой, чтобы позволить выполнить ее на основе централизованного планирования.
Выполнение работы индивидом может достоверно измеряться.
Денежное вознаграждение мотивирует работника.
Власть руководителя признается как законная.
Данные условия очень важны для эффективной деятельности организации, построенной на основе иерархического подхода.
Иерархический тип организационных структур управления имеет разновидности, среди которых можно выделить наиболее часто встречающиеся: линейную, функциональную, линейно-функциональную, линейно-штабную, дивизиональную структуры управления организацией [10].
Линейная структура — это система управления с единоначалием на всех уровнях: в каждом звене сосредоточены все функции, полномочия и ответственность за управление конкретными производственными подразделениями (рисунок 1.4).
Рисунок 1.4 – Линейная организационная структура управления
Преимуществами линейной структуры управления являются:
эффективное использование центрального аппарата управления,
повышенный контроль, централизация и координация управленческих действий,
персональная ответственность руководителя за результаты принимаемых им решений.
В основе этой системы лежит один канал коммуникации – канал между руководителем и подчиненным, а, следовательно, исполнитель не должен согласовывать распоряжения, которые исходят от разных органов управления и не могут вступать в противовес друг с другом [21].
Недостатки линейной структуры:
повышение времени управленческих решений,
малая инициатива на подчиненных уровнях управления,
задержка роста квалификации менеджеров.
Также необходимо отметить, что к руководителю выдвигаются слишком высокие требования, поскольку управление подразделением предполагает высокую компетентность в тех сферах деятельности, которыми занимаются подчиненные. Линейная система на больших предприятиях ведет к тому, что менеджеры высшего уровня оказываются перегруженными: им приходится иметь дело с огромными массивами информации, вступать в контакты с большим количеством людей. Линейные полномочия предоставляют руководителю узаконенную власть для управления подчиненными, принятия решений без согласования с другими руководителями в пределах своих должностных обязанностей. Реализуется управление в линейной структуре через цепь команд по уровням управления [7].
Функциональная структура базируется на подчиненности по областям управленческой деятельности. Фактически у конкретного подразделения оказывается несколько вышестоящих руководителей. Но каждый из этих руководителей имеет право воздействовать только по своей области деятельности (рисунок 1.5).
- линейные звенья
- функциональные звенья
Рисунок 1.5 – Функциональная организационная структура управления
При функциональной структуре выделяются подразделения по конкретным обязанностям и задачам. Если размер организации значителен, то функциональные подразделения разделяются в свою очередь на более мелкие структуры, так называемые вторичные подразделения [7].
Другие материалы:
Модель планирования на основе портфельных ограничений
Успешное планирование банковской деятельности невозможно без четких ориентиров, одним из которых является структура портфеля банка или структура его баланса на основе соблюдения определенных соотношений в активе и пассив путем закрепления блоков (отдельных) статей пассивов за определенными блоками ...
Стимулирующая кредитно-денежная политика
Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада и имеет целью «взбадривания» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструмент ...
Расчетные операции коммерческих банков
Расчетные операции между экономическими субъектами осуществляются, как правило, в безналичном порядке, т.е. путем перечисления денег со счета плательщика на счет получателя. Для проведения расчетных операций и хранения денежных средств клиентов любому банку с момента регистрации, т.е. выдачи лиценз ...