В процессе распределения полномочий между подразделениями и служащими при совершении банковских операций нужно включать в том числе такие формы контроля, как:
Проверки, выполняемые органами управления путем запросов отчетов и информации о результатах деятельности структурных подразделений в целях выявления недостатков контроля, нарушений, ошибок;
Контроль, осуществляемый руководителями подразделений посредством оценки работы починенных им служащих;
Материальный контроль, работы исполнителей путем проверок, ограничений в работе с материальными ценностями, разделения ответственности за хранение и использование материальных ценностей, обеспечение охраны помещений для хранения материальных ценностей;
Оценка соблюдения установленных норм на осуществление банковских операций и других сделок путем получения соответствующих отчетов и сверки с данными первичных документов;
Контроль соблюдения порядка совершения банковских операций.
Банк как коммерческая организация должен обеспечить распределение должностных обязанностей служащих таким образом, чтобы исключить конфликт интересов и условия его возникновения. Банк должен установить порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов.
Процесс контроля за управлением информационными потоками и обеспечением информационной безопасности должен распространяться на все направления ее деятельности. Информация по направлениям деятельности банка должна быть своевременной, надежной, доступной и правильно оформленной. Внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами состоит из общего контроля и программного контроля. Общий контроль предусматривает контроль компьютерных систем, проводимых с целью бесперебойной и непрерывной работы. Программный контроль осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций.
Мониторинг системы внутреннего контроля надо осуществлять на постоянной основе руководством и служащими различных подразделений. Банк принимает необходимые меры по совершенствованию внутреннего контроля для обеспечения его эффективного функционирования, также с учетом изменения внутренних и внешних факторов, оказывающих влияние на финансовую деятельность.[7]
Службу внутреннего контроля в коммерческих банках строят на основе следующих основных принципов:
Открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных проверок;
Проведение постоянного контроля за рисками в банковской деятельности и их возможностями;
Распределение обязанностей сотрудников так, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;
Контроль каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее выполненных процедур;
Проведение постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.
Систему внутреннего контроля организуют органы управления банка в соответствии с его учредительными документами. Для постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ и осуществлять деятельность на основании Устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.
Вся служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.
Обычно руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка. Кроме того, руководитель службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной организации на ответственных участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков в общей сложности не менее трех лет.
Другие материалы:
Основания возникновения страховых правоотношений
Непосредственным основанием возникновения страховых отношений может выступать закон и иной правовой акт для отношений по обязательному государственному страхованию жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий (п. 2 ст. 969 ГК)[35]. ГК впервые в национальной практике р ...
Особенности организации бухгалтерского учета и отчетности страховой
организации
В настоящее время сформировалась многоуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Законодательный уровень представлен Федеральными законами, постановлениями Правительства, указами Президента, которые прямо или косвенно регулируют постановку бухгалтерского учета в организациях ...
Основные этапы кредитного процесса
Основой возникновения и развития кредитных отношений между коммерческими банками и их клиентами в связи с движением кредита является кредитный процесс, обуславливающий круговорот ссудного капитала коммерческого банка в целом и жизненный цикл каждой отдельной банковской ссуды в частности. Кредитный ...