"Пакт стабильности и роста" впервые предусматривал введение штрафных санкций против государств-членов в случае нарушения ими нормативов государственного бюджета. В соответствии с этим документом, в случае если участник ЭВС превышает установленный в Маастрихтском договоре лимит дефицита бюджета (3% от ВВП), то Европейский совет в течение трех месяцев принимает рекомендации в адрес этой страны. В течение следующих четырех месяцев эти рекомендации должны быть реализованы, в противном случае по истечении трехмесячного срока к стране-нарушительнице применяются санкции: беспроцентный депозит в размере 0,2% от ВВП плюс 1/10 разницы между реальным дефицитом бюджета (% от ВВП) и установленным лимитом. Через два года, если положение не улучшится, депозит автоматически обращается в штраф.
В октябре 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который стал очередным этапом фактического превращения ЕС в общеевропейскую организацию. В конце 1997 г. Совет министров экономики и финансов стран ЕС (ЭКОФИН) утвердил дату введения в наличное обращение банкнот и монет евро (1 января 2002 г.), а Европейский совет принял решение о создании нового важного института валютного союза - Совета министров экономики и финансов стран ЭВС.
Это оказалось возможным потому, что в 1995-1997 гг. произошло заметное сближение основных макроэкономических показателей, были достигнуты реальные успехи в обеспечении стабильности цен, оздоровлении государственных финансов, снижении долгосрочных процентных ставок, стабилизации обменных курсов национальных валют. Данные по динамике инфляции в этот период показывали, что страны ЕС приблизились к формированию зоны низкой инфляции. В августе 1997 г. среднегодовой уровень инфляции в ЕС был зарегистрирован на уровне 1,8% и колебался от 0,6 в Ирландии до 5,6% в Греции, что резко контрастировало с показателями 1996 г.: 2,7% в среднем по ЕС, в том числе 0,7 в Финляндии и 7,8% в Греции. Существенный прогресс был достигнут также в оздоровлении финансовых систем: суммарный дефицит государственных бюджетов по ЕС в целом упал с 5,3% от ВВП в 1995 г. до 4,3% в 1996 г. Благоприятная динамика дефицитов госбюджетов снижала и уровень государственного долга: в среднем по ЕС он составлял в 1997 г. 72,4% от ВВП против 73% в 1996 г.
25 марта 1998 г. Комиссия ЕС представила доклад о результатах выполнения странами Европейского союза критериев конвергенции Маастрихтского договора и на его основе рекомендовала к вступлению в валютный союз одиннадцать стран (все страны ЕС, кроме Великобритании, Дании, Швеции и Греции). В целом рекомендуемые страны в 1997 г. имели хорошие экономические показатели: средний уровень инфляции и долгосрочные кредитные ставки достигли рекордно низкого уровня - соответственно 1,6 и 5,9%, дефицит бюджета - 2,5%, валюты девяти стран колебались в течение предшествующих двух лет в пределах плюс-минус 2,25%. Исключение составил государственный долг - в среднем 75% ВВП против 60% по Маастрихту. Однако Комиссия ЕС посчитала возможным использовать содержащуюся в статье 104с Маастрихтского договора оговорку, согласно которой норматив может считаться выполненным, если величина государственного долга по отношению к ВВП устойчиво снижается.
На внеочередном саммите ЕС в Брюсселе 2 мая 1998 г. была произведена необратимая фиксация обменных курсов валют стран-участниц, утверждены руководители Европейского центрального банка и определены участники валютного союза, в состав которого с 1 января 1999 г. вошли одиннадцать государств Европейского союза: Германия, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Австрия, Ирландия, Италия, Испания, Португалия, Финляндия.
Зафиксированы следующие курсы обмена, определяющие стоимость евро по отношению к национальным валютам:
1 евро = 40.339900 бельгийских франков
1 евро = 1.9558300 немецких марок
1 евро = 340.75000 греческих драхм
1 евро = 166.38600 испанских песет
1 евро = 6.5595700 французских франков
1 евро = 0.7875640 ирландских фунтов
1 евро = 1936.2700 итальянских лир
1 евро = 40.339900 люксембургских франков
1 евро = 2.2037100 голландских гульденов
1 евро = 13.760300 австрийских шиллингов
Другие материалы:
Анализ развития отрасли автотранспортного
страхования в Республике Казахстан
Согласно трактовке Большого экономического словаря, автотранспортное страхование – это специализированная область страхования, связанная с эксплуатацией средств автотранспорта /11, с. 29/. В развитии автотранспортного страхования в нашей стране можно выделить шесть этапов его развития, наглядно пре ...
Управления рисками в ОАО «Агроинвестбанк»
Управление рисками является составной частью политики любого коммерческого банка, включая управление рисками в ОАО «Агроинвестбанк». Под управлением риском понимают мероприятия, направленные на минимизацию соответствующего риска и нахождение оптимального соотношения доходности и риска. Управление р ...
Требования к аппаратной части
Данная информационная система должна соответствовать следующим требованиям: 1. Относительно дешевая при максимальном спектре возможностей; 2. По степени территориальной распределённости – локально-вычислительная сеть с режимом работы «Клиент - сервер»; 3. По способу управления - централизованная с ...