Одним из критериев уровня развития финансовых отношений в экономике государства являются системы нормативных документов, регламентирующих вопросы организации, ведения бухгалтерского учета, форм отчетности, методики и системы показателей анализа и оценки деятельности коммерческих банков, а также определения роли государственных институтов в ее создании.
В настоящее время в Российской Федерации созданы основные правовые и организационные основы развития рынка ценных бумаг: приняты федеральные законы, регламентирующие эмиссию и обращение ценных бумаг; в развитие этих законов изданы ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ; создан единый орган государственного регулирования рынка — Федеральная служба по финансовым рынкам (Ранее Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг - ФКЦБ)[5].
Система государственного регулирования рынка ценных бумаг России в себя включает:
• установление обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;
• регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;
• лицензирование деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
• создание системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
• запрещение и пресечение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующих лицензий.
При осуществлении операций на финансовых рынках банк обязан строить отношения с клиентами на принципах добросовестности, честности, полноты раскрытия необходимой информации, выполнения поручений клиента исключительно в его интересах. Эти принципы закреплены в разрабатываемых банком внутрибанковских документах — Положениях, регламентирующих порядок проведения операций, структуру и функции подразделений, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, полномочия должностных лиц банка и т.п. Необходимость создания кредитной организацией внутренних документов, регламентирующих права и обязанности сотрудников в сфере оперативной деятельности на финансовых рынках, установлена Указанием Банка России «Об упорядочении актов Банка России» от 16 декабря 2003 г. № 1354-У
Условия предоставления профессиональными участниками, в том числе и банками, услуг инвесторам, не являющимся профессиональными участниками, в части предоставления информации также регулируются Законом РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Этот же закон определяет и ответственность эмитентов и иных лиц за нарушения прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг. Профессиональный участник обязан информировать инвестора о его праве получать информацию, определенную данным законом, а также о порядке представления жалоб и заявлений инвесторов.
Банки как профессиональные участники финансового рынка должны также соблюдать требования антимонопольного законодательства. Оно осуществляется на основе Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Действие данного закона распространяется на случаи приобретения голосующих акций, в сумме составляющих не менее 20% общего числа голосов. Отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг регулирует Федеральный закон «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг». Этим Законом запрещаются следующие действия финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг, затрудняющие доступ на рынок финансовых услуг других организаций:
• включение в договор дискриминационных условий, которые ставят финансовую организацию в неравное положение с другими организациями;
• согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, в которых другая сторона не заинтересована;
• установление при заключении договора необоснованно высокой (низкой) цены на предоставляемую финансовую услугу.
Не допускаются и признаются полностью или частично недействительными соглашения или согласованные действия финансовых организаций между собой с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и с любыми юридическими лицами, если такие соглашения ограничивают конкуренцию на рынке финансовых услуг.
Регулирование инвестиционной деятельности банков Банком России как органом банковского регулирования и надзора направлено на обеспечение стабильности банковской системы в целом, на защиту интересов кредиторов и вкладчиков банков. В рамках данных ему полномочий Банк России устанавливает для банков дополнительные ограничения на инвестиционную деятельность, которые не действуют в отношении других институциональных инвесторов. Это, прежде всего, относится к ограничению рисков, принимаемых банками по их инвестиционным операциям.
Другие материалы:
Депозитарные расписки как эффективный способ проникновения российских
компаний на международный финансовый рынок
Проникновение российских компаний на международные рынки может осуществляться на основе использования специфических финансовых инструментов, которыми являются ценные бумаги. В начале ХХI в. глобализация превратилась в доминирующую тенденцию мирового развития. При этом важнейшую роль в функционирова ...
Выводы
План маркетинга составляется на год и отражает направления работы банка в рамках стратегического плана. Практикуется использование нескольких видов плана маркетинга: план подразделений банка, план работы с клиентами, план разработки и внедрения на рынок отдельных банковских продуктов. Все эти докум ...
Виды страховой деятельности
Под страховой деятельностью понимается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (резервов) за счет уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий) для выплат по договорам страхования. Деятельность ...