Важнейшими статьями пассива являются собственный капитал, бессрочные депозиты, текущие счета, срочные вклады, прочие пассивы. Наиболее важными статьями актива являются наличные деньги, резервы, ссуды и учет векселей, государственные ценные бумаги, прочие ценные бумаги, другие активы.
Важную роль в оценке деятельности банков играет их ликвидность. Ликвидность банка характеризуется его способностью обеспечить своевременное выполнение своих обязательств. Наивысшая степень ликвидности достигается в том случае, если все без исключения вклады будут лежать без движения, т.е. если все аккумулированные банком средства не будут использоваться им для кредитования. В этом случае достигается 100%-ная ликвидность.
Но мы знаем, что банки аккумулируют денежные ресурсы с целью предоставления кредитов нуждающимся в них физическим и юридическим лицам. Тем самым полученные проценты за предоставленные в ссуду деньги позволяют банкам не только выплатить проценты вкладчикам, но и получить прибыль (маржу).
коммерческий банк кредитный ликвидность
Отсюда можно сделать вывод, что чем выше ликвидность банка, тем ниже его рентабельность и уровень доходности. Поэтому перед каждым банком стоит дилемма — что выбрать: достаточный уровень ликвидности или наибольшую эффективность при использовании собственных и заемных средств (вкладов). Выбор подсказывает сама практика. Дело в том, что требования о возврате своих денежных средств предъявляет определенная доля вкладчиков. Предположим, она равна 20%. В таком случае банк пускает в оборот остальные 80% заемных денежных средств без ущерба для своих клиентов, но с выгодой для себя, что он и делает.
Для измерения степени ликвидности банков используется коэффициент ликвидности, который выражает собой отношение различных статей актива баланса банка к соответствующим статьям его пассива, либо наоборот. Например, коэффициент краткосрочной ликвидности представляет собой отношение ликвидных средств по активу (кассовая наличность, текущие счета в центральном и других банках, векселя сроком на три месяца по предоставленным кредитам, подлежащие переучету в официальных учреждениях) к средствам до востребования по пассиву (текущие счета, кассовые боны, переучетные векселя до трех месяцев плюс разница между привлеченными и размещенными банковскими депозитами на срок до трех месяцев).
Одним из важных факторов поддержания ликвидности банков являются обязательные банковские резервы. Банковский резерв — это та. сумма денег, которая необходима для расчетов с кредиторами и хранится в центральном банке (банках) без выплаты процентов. В настоящее время она оценивается в пределах 3—15% от общей суммы вкладов. Резервы выполняют двойную функцию.
С одной стороны, они призваны гарантировать возврат привлеченных денежных средств. Одновременно это позволяет определенным образом контролировать положение дел в коммерческих банках. Попытка использовать обязательные резервы — сигнал центральному банку о не совсем благополучном положении дел в коммерческом банке.
С другой стороны, обязательные банковские резервы выступают как одно из важнейших регулирующих средств центрального банка. Дело в том, что норма банковских резервов, представляющая собой процентное выражение суммы обязательных банковских резервов, существенно воздействует на формирование депозитов (вкладов), их сокращение или увеличение.
Рассмотрим регулирующую роль нормы банковских резервов на условном примере. Предположим, что вклад составляет 1000 тыс. руб., а норма обязательных резервов — 10%. Банк отправляет в резерв из 1000 тыс. руб. только 100 тыс., остальные 900 тыс. руб. он может предоставить в ссуду. После предоставления банковского кредита образуется масса денег, которая равна 1900 тыс. руб. Таким образом, деньги породили другие деньги. Этот процесс называется формированием банковских де не г. Если продолжить дальше наши рассуждения, то окажется, что из 900 тыс. руб., полученных вторым банком, последний может отложить в резерв 90 тыс., а оставшуюся сумму 810 тыс. руб. отдать в ссуду другому банку. В результате мы получили сумму банковских денег, равную уже 2710 тыс. руб., и так далее.
Другие материалы:
Изменение климата. Лояльность банков
Ипотека по сути это банковский продукт – товар. Как и у любого товара у нее есть свои потребители. Как же привлечь потребителей, увеличить объем продаж? Потенциальные заемщики руководствуются следующими критериями при выборе кредитора: 1. Стоимость кредита (эффективная процентная ставка и итоговая ...
Современное состояние кредитования юридических лиц в России
В современных российских экономических условиях, в период завершающегося активного преодоления кризиса национальной экономики первоочередной задачей является создание единого механизма управления, обеспечившего бы, в первую очередь, окончательное преодоление негативных явлений в экономике страны, а ...
Модели привлечения банками ресурсов для ипотечного
кредитования
Проблему привлечения ресурсов для долгосрочного ипотечного кредитования с полным основанием можно считать наиболее критичной для развития системы жилищного ипотечного кредитования в России. Слишком «короткие» и дорогие привлеченные ресурсы сильно ограничивают возможности российских банков при ипоте ...